barucaba (barucaba) wrote,
barucaba
barucaba

Category:

Концерт для фортепиано с оркестром № 1 Чайковского - великое создание человеческого гения

Концерт для фортепиано с оркестром № 1 си-бемоль минор, соч. 23, был написан П. И. Чайковским в 1874―1875 годах. Это один из самых известных фортепианных концертов в мировой музыкальной литературе.
Первые аккорды в первой части концерта являются одними из самых узнаваемых в истории музыки.
Он предназначался Чайковским для исполнения Н.Г.Рубинштейну. Однако пианист посчитал концерт чрезмерно сложным и неудобным для исполнения. Чайковский отказался переделывать концерт. Правда, изменил посвящение, сделав его Г. фон Бюлову, знаменитому немецкому пианисту, ученику Ф. Листа. Бюлов исполнил концерт впервые в США, в Бостоне.
1 ноября 1875 концерт был впервые исполнен в России (в Петербурге) ― солировал Густав Кросс, за пультом стоял Эдуард Направник (Чайковскому исполнение не понравилось), а 3 декабря в Москве концерт сыграл Сергей Танеев. Он же в одном из писем назвал его первым русским фортепианным концертом, что соответствовало действительности. Именно Первый концерт для фортепиано с оркестром Чайковского стал первым классическим образцом этого жанра в русской музыке.

В музыке концерта Чайковский использовал украинские народные темы. В 1 части, в главной партии им использован напев лирников, услышанный им на Украине. Сам композитор писал об этом так: "Слушал лирное пение слепых. Оно называется лирным по названию аккомпанирующего инструмента - лира, которая, впрочем, с античной лирой ничего общего не имеет. Замечательно, что все слепые певцы в Малороссии поют один и тот же вечный напев и с тем же наигрышем. Я отчасти воспользовался этим напевом в первой части моего фортепианного концерта". В финале концерта Чайковский использовал украинскую песню "Выйди, выйди, Иваньку." По воспоминаниям М.И.Чайковского, во 2 части концерта композитор использовал французскую песню, которую часто напевали его младшие братья.

File:Hans von buelow.jpg
Г. фон Бюлов (1830-1894), немецкий пианист, дирижер, композитор и музыкальный писатель. Первый исполнитель сольной партии посвященного ему Первого фортепианного концерта (Бостон, 1875)
Замена имени Н.Рубинштейна именем Бюлова на рукописи Первого фортепианного концерта вызвана обидой Чайковского за уничтожительный приговор его ментора и директора консерватории, который вынес тот по поводу фортепианного концерта ор.23, когда Чайковский проиграл ему его в рождественский вечер 1874 года. Рубинштейн сказал, "что мой концерт никуда не годится..." В ответ Чайковский заявил: "Я не изменю ни единой ноты... " Карл Клиндворт, высоко чтимый Чайковским как пианист и коллега по Московской консерватории, рекомендовал фон Бюлова, своего коллегу и друга, в качестве исполнителя, в то время как Чайковский сначала имел в виду своего ученика С.И.Танеева. Клиндворт передал Бюлову рукописную партитуру фортепианного концерта с посвящением, которому Бюлов особенно обрадовался. Бюлов в письме к Чайковскому от 13 июня 1875 года поблагодарил и выразил свое восхищение новым произведением. Бюлов сообщил, что он будет играть этот фортепианный концерт во время своего турне по Америке осенью 1875 года. Чайковский с радостью ответил 1 июня 1875 г., что он чувствует себя очень польщенным. Тщательно готовился Бюлов к первому исполнению: "Я испытал удовольствие, овладевая концертом Чайковского, посвященным мне. Он требует очень больших усилий, но стоит их".

С. И. Танеев (1856-1915), композитор, пианист, теоретик, педагог, музыкально-общественный деятель, любимый ученик Чайковского
25 октября 1875 года он исполнил концерт в первый раз, а именно в Бостоне с американским дирижером Б.Лангом, "молодым элегантным коллегой". Бюлов сообщал Клиндворту: "Исполнение под управление американца Ланга, которого я нашел и сразу сделал знаменитым, было вполне приличным, а вчера при повторении было принято с восторгом <...>. Критика пока несколько тяжеловесна и неуверена, но она еще больше обратит внимание на Чайковского, как только успех будет подтвержден в Нью-Йорке и Филадельфии. Сообщи о прилагаемых рецензиях, твоему, нашему другу, он, конечно, будет благодарен тебе, ведь это ты впервые вызвал мой интерес к нему." О концерте в Нью-Йорке 22 ноября 1875 года Бюлов писал Клиндворту: "Концерт под управлением Дамроша прошел здесь еще лучше, чем в Бостоне, решительно завоевал всех и в субботу будет исполнятся еще раз. Чайковский сделался популярным в Новом Свете."
Чайковский благодарил Бюлова в письме 1 декабря 1875 г., где писал, что он очень хотел бы присутствовать на концертах в Америке, чтобы познакомиться с интерпретацией Бюлова, поскольку он недоволен премьерой своего концерта 1 ноября 1875 года в Санкт-Петербурге под руководством Э.Ф.Направника с солистом Густавом Кроссом. Он надеется на успех второго исполнения, которое состоится через два дня в Москве, а именно с солистом С.Танеевым и дирижером Н.Рубинштейном. Последний пересмотрел свое прежде отрицательное мнение, и, может быть благодаря интересу Бюлова к этому произведению, сам решил сначала продирижировать его в Санкт-Петербурге и Москве, а потом впервые сыграть его. Впоследствии концерт занял в репертуаре Рубинштейна прочное место.
Во время гастролей Чайковского по Америке в 1891 году неоднократно звучал Первый концерт. Играли его и под управлением композитора при открытии в Нью-Йорке зала "Карнеги - холл".


Популярность этого сочинения Чайковского, получившего свое признание именно в этой стране более десяти лет назад, проявилась в том, что всевозможные приглашения и приветствия Чайковскому издавались с темами из Первого концерта.
Примечательно, что в последний свой концерт 16 октября 1893 года, когда состоялась премьера Шестой симфонии, Чайковский также исполнил свой Первый концерт. Его играла пианистка Аус дер Оэ, участница американских гастролей Чайковского. Таким образом Чайковский простился с русской публикой, со своими современниками - музыкой Шестой симфонии и Первого концерта для фортепиано с оркестром.
В настоящее время Первый концерт Чайковского - одно из самых репертуарных его произведений. Особенно часто оно звучит в дни конкурса имени Чайковского в Москве.


В концерте три части:
Allegro non troppo e molto maestoso ― Allegro con spirito.
Andantino semplice ― Prestissimo.
Allegro con fuoco.
Пианист Андрей Гаврилов:
Это музыкальное сочинение, как бы сотканное из мелодических модуляций человеческой души, эта поющая, симфоническая философия жизни, этот сладкий русский симфонический экзистенциализм принадлежит едва ли не к десятку лучших созданий человеческого гения.
Tags: Чайковский, концерт для фортепиано с оркестром
Subscribe

promo barucaba march 6, 2016 13:39 2
Buy for 10 tokens
Музыка - это искусство звуков и каждый звук в ней имеет своё обозначение. Нота (лат. nōta — «знак», «метка») в музыке — это графическое обозначение звука музыкального произведения, один из основных символов современной музыкальной нотации. Вариации в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments