barucaba (barucaba) wrote,
barucaba
barucaba

Category:

Памятник Чайковскому: "музыкальная исповедь души"

Очень часто мне приходится бывать в Московской консерватории по разным причинам, часто прихожу сюда на концерты и каждый раз обращаю внимание на этот памятник. Считаю его творческой удачей автора, хотя в ходе работы над ним постоянно приходилось вносить какие-то изменения. Глядя на созданный художником-скульптором образ, словно можно услышать как рождается великая и прекрасная музыка, как возникает она из звуков и ритмов... Вспоминаются слова самого Петра Ильича Чайковского: "Как пересказать те неопределённые ощущения, через которые переходишь, когда пишется инструментальное сочинение? Это чисто лирический процесс. Это музыкальная исповедь души, на которой многое накипело и которая по существенному свойству своему изливается посредством звуков, подобно тому как лирический поэт высказывается стихами. Разница только та, что музыка имеет несравненно более могущественные средства и более тонкий язык для выражения тысячи различных моментов душевного настроения..."
Памятник великому русскому композитору, дирижёру — Петру Ильичу Чайковскому.
Расположен в Москве, по Большой Никитской улице, дом 13, перед зданием Московской государственной консерватории.

В 1929 году по просьбе тогдашнего директора дома-музея П.И. Чайковского в Клину, Николая Тимофеевича Жегина, Верой Игнатьевной Мухиной был выполнен бюст композитора. Спустя 16 лет (в 1945 году) она получила персональный заказ на создание памятника Чайковскому в Москве, будучи уже признанным мастером и одной из немногих женщин-скульпторов в СССР.
Первоначальным планом В. Мухиной было стремление изобразить композитора дирижирующего стоя. Но от этого варианта она была вынуждена отказаться: это требовало достаточно большого пространства (то есть, для этого нужна была целая площадь, а не маленький дворик в центре Москвы), кроме того, дирижёрская деятельность была не единственной и основной в жизни Петра Чайковского.
Поэтому Мухиной был предложен второй вариант скульптуры, в которой Чайковский изображён сидящим в кресле перед пюпитром, на котором лежит раскрытая нотная тетрадь. Скульптор стремилась передать образ композитора в момент творческого вдохновения. Кроме того, особой деталью многофигурной композиции второго варианта являлась фигурка юного пастушка, символизирующая интерес композитора к народному творчеству. В своих воспоминаниях о работе над этим памятником Мухина писала: «Чайковский изображен в момент творческого вдохновения. Он как бы прислушивается к звукам земли русской, олицетворенной фигурой крестьянского мальчика, играющего на свирели. И звуки, созданные им, золотыми нотами бегут по решетке, звучат в струнах конечных арф.
Но даже второй вариант скульптуры, предложенный В. Мухиной, вызвал замечания. Прежде всего, они касались несколько статичной фигуры Чайковского, застывшей в неестественной напряжённой позе — «позе капельмейстера». Между тем Мухина стремилась «передать внутреннее рождение звука и ритма», создать не столько реалистичный образ композитора, сколько символический образ большого художника в момент творческого поиска.  Из-за некоторой двусмысленности фигурку пастушка пришлось заменить на фигуру сидящего крестьянина, однако в ходе работы и от последней решено было отказаться. Вместо человеческих фигур появилась драпировка сценического занавеса, выполненного из бронзы. Изменился и пьедестал — он стал больше и поменял цвет (с серого на красный).

В начале 1945 года первый завершённый вариант проекта памятника Чайковскому был отвергнут приемной комиссией. Лишь через два года на заседании художественно-экспертного Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР был принят второй вариант памятника. Однако ещё несколько лет не было решения об установке памятника, несмотря на то, что бронзовая фигура Петра Чайковского уже была отлита. Памятник Чайковскому был открыт в 1954 году З. Г. Ивановой, Н. Г. Зеленской и архитекторами А. А. Заварзиным и Д. Б. Савицким. Самой Вере Мухиной не удалось увидеть открытие памятника — она скончалась в 1953 году.



Скульптура памятника Чайковскому выполнена из бронзы, пьедестал сделан из красного гранита. Сам композитор изображён сидящим в кресле перед пюпитром, на котором лежит раскрытая нотная тетрадь. Кажется, что правая рука с карандашом готова записать музыкальную фразу, а левая — отсчитывает ритмы её звучания.
Рядом с памятником композитору расположена мраморная скамья с бронзовой решёткой в виде нотного стана, на которой размещены фрагменты музыкальных фраз из главных произведений Чайковского (начальные строки мелодий из оперы «Евгений Онегин», балета «Лебединое озеро», Шестой («Патетической») симфонии, Первого квартета, Скрипичного концерта и одного из романсов композитора — «День ли царит...»). Их разделяют симметрично расположенные ажурные вензеля с инициалами «П. Ч.» и датами жизни Чайковского – «1840 — 1893».



По её краям расположены арфы, декорированные драпировкой.



В 2007 году по заказу Москомнаследия была проведена комплексная реставрация памятника Чайковскому. В ходе неё было не только улучшено состояние памятника и окружающих его элементов, но и обнаружено, что из руки композитора исчез карандаш, а из решётки — множество нотных знаков партитуры ограды. Скорее всего, эти инструменты понадобились студентам консерватории. Согласно студенческой легенде, ноты с решётки памятника приносят не только отличные оценки в процессе учёбы, но и творческие удачи, а также успешную музыкальную карьеру в будущем )



Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Tags: Москва, Мухина, Чайковский, скульпторы
Subscribe

  • Триумф "Дон-Жуана"

    В Прагу произведения Моцарта «прибыли» раньше, чем он сам. Столица Чехии, славившаяся своей музыкальностью, давно уже причислила Моцарта…

  • Иван Грозный и музыка. Часть II

    Стихиры Ивана Грозного торжественно монументальны, размеренны, строго унисонны, одноголосны, предназначены для мужского голоса. В них…

  • Музыка в нашей жизни. Николаус Арнонкур

    От средневековья до Французской революции музыка была одной из важнейших основ нашей культуры и жизни. Ее знание считалось обязательной частью…

promo barucaba march 6, 2016 13:39 2
Buy for 10 tokens
Музыка - это искусство звуков и каждый звук в ней имеет своё обозначение. Нота (лат. nōta — «знак», «метка») в музыке — это графическое обозначение звука музыкального произведения, один из основных символов современной музыкальной нотации. Вариации в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments