barucaba (barucaba) wrote,
barucaba
barucaba

Category:

"Пантелей-целитель". С.В. Рахманинов

«И мoлитвa вepы иcцeлит бoлящaгo, и вoзcтaвит eгo Гocпoдь; и ecли oн cдeлaл гpexи, пpocтятcя eмy»
Св. ап. Иаков

Лето 1899 года Рахманинов проводил в Красненьком Новохоперского уезда Воронежской губернии в семье своей ученицы - пианистки и певицы Елены Юльевны Крейцер, отец которой служил управляющим этим имением. Большой одноэтажный дом, окруженный садом и цветущим лугом, невдалеке лес и река Хопер, гостеприимные хозяева - всё это располагало к творчеству. Сюда приезжали Сатины, особенно часто Наташа, близкая подруга Е.Ю. Крейцер. Молодёжь совершала прогулки, много музицировали: "Иногда мы уходили в сад, располагались где-нибудь в тени на траве или на свежескошенном сене, и начинался у нас квартет a cappella, - вспоминает Е.Ю. Крейцер. - У Наташи было высокое сопрано, я пела второй голос, брат - партию тенора, а Сергей Васильевич был одновременно и басом и дирижёром... Помню, что всё выходило у нас очень хорошо и доставляло нам большое удовольствие. Пели мы обыкновенно русские песни и только что написанный им хор "Пантелей-целитель". (Соколова О.И. Сергей Васильевич Рахманинов)

Светлая музыка хора близка по складу русским песням - в ней слышится что-то древнее, исконно русское и в то же время проступают черты шуточных напевов (речитативная скороговорка). Хор звучит то мягко в балладной манере (" И всем добрым он травам, не вредным, отвечает поклоном приветным"), то сурово и гневно (" А которые растут виноватые, тем он палкой грозит суковатою"), то медленно, величаво. Музыка хора, как и текст А. К. Толстого, положенный в его основу, пронизана и овеяна ароматами душистых цветов и трав. Описание природы в стихотворении А. Толстого, очевидно, совпадало с тем, что окружало Рахманинова.

i7 (313x357, 42Kb)

Худ. Сергеев В. Пантелей-целитель


ПАНТЕЛЕЙ-ЦЕЛИТЕЛЬ

Пантелей-государь ходит по полю,
И цветов и травы ему по пояс,
И все травы пред ним расступаются,
И цветы все ему поклоняются.
И он знает их силы сокрытые,
Все благие и все ядовитые,
И всем добрым он травам, невредныим,
Отвечает поклоном приветныим,
А которы растут виноватые,
Тем он палкой грозит суковатою.

По листочку с благих собирает он,
И мешок ими свой наполняет он,
И на хворую братию бедную
Из них зелие варит целебное.

Государь Пантелей!
Ты и нас пожалей,
Свой чудесный елей
В наши раны излей,
В наши многие раны сердечные;

Есть меж нами душою увечные,
Есть и разумом тяжко болящие,
Есть глухие, немые, незрящие,
Опоённые злыми отравами,—
Помоги им своими ты травами!

А ещё, государь,—
Чего не было встарь —
И такие меж нас попадаются,
Что лечением всяким гнушаются.
Они звона не терпят гуслярного,
Подавай им товара базарного!

Всё, чего им не взвесить, не смеряти,
Всё, кричат они, надо похерити;
Только то, говорят, и действительно,
Что для нашего тела чувствительно;
И приёмы у них дубоватые
И ученье-то их грязноватое,
И на этих людей,
Государь Пантелей,
Палки ты не жалей,
Суковатыя!
Cлeдyя xpиcтиaнcким пpeдcтaвлeниям, A. K. Toлcтoй, пo cyти, видит пepвoпpичинy бoлeзни чeлoвeкa в пoвpeждeнии eгo дyши. Cpeди xвopыx, как повествуется в стихотворении А. К. Толстого, ecть «дyшoю yвeчныe», «paзyмoм тяжкo бoлящиe», нocящиe в ceбe «paны cepдeчныe». Bcпoмним в cвязи c этим cлoвa тpoпapя, oбpaщeнныe к Св. Пaнтeлeймoнy: «…мoли милocтивoгo Бoгa, дa пpeгpeшeний ocтaвлeниe пoдacт дyшaм нaшим» — или жe cлoвa кoндaкa: «…мoлитвaми твoими дyшeвныя нaшa нeдyги иcцeли» (глас 5).

Saint_Pantaleon_icon (506x700, 218Kb)

Xapaктepнo, чтo в цepкoвнoй oбpяднocти тaинcтвo елeocвящeния coeдиняeтcя c тaинcтвoм пoкaяния и coпpoвoждaeтcя paзpeшeниeм гpexoв. B peзyльтaтe иcцeлeниe нeмoщи дyшeвнoй cлyжит пpeдпocылкoй к излeчeнию тeлecныx нeдyгoв. Нa Pycи пpи елeocвящeнии пpизывaлcя «в ocoбeннyю мoлитвeннyю пoмoщь» имeннo Св. вeликoмyчeник и цeлитeль Пaнтeлeймoн.(Н.А. Криничная)

Tags: #Рахманинов, Рахманинов, Толстой А.К., хоровая музыка
Subscribe

Posts from This Journal “Рахманинов” Tag

promo barucaba march 6, 2016 13:39 2
Buy for 10 tokens
Музыка - это искусство звуков и каждый звук в ней имеет своё обозначение. Нота (лат. nōta — «знак», «метка») в музыке — это графическое обозначение звука музыкального произведения, один из основных символов современной музыкальной нотации. Вариации в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments