barucaba (barucaba) wrote,
barucaba
barucaba

Categories:

Из истории "поючих действ" в России. Знакомство в "заморских землях"

Уже к середине XVII века опера не являлась совершенной новостью для русских людей, побывавших в "заморских землях". Послы и путешественники оставили описание виденных ими за границей оперных спектаклей. В. Лихачев и И. Фомин слушали в 1659 - 1660 годах во Флоренции оперу, предположительно "Возвращение Улисса" итальянского композитора Якопо Мелани (1623 - 1676).

Фрагмент другого произведения Якопо Мелани

Всего более послов поразила не музыка, а зрелищная сторона: "Объявились палаты... море, колеблемо волнами, а в море рыбы, а на рыбах люди ездят; а в верху палаты небо, а на облаках сидят люди: и почали облака и с людьми на низ опущаться, и подхватя с земли человека под руки, опять в верх же пошли... А в иной перемене в палате объявилося поле, полно костей человеческих, и враны прилетели и почали клевать кости; да море же объявилось в палате, а на море корабли небольшие, и люди в них плавают. А в иной перемене объявилося человек с 50 в латах и почали саблями и шпагами рубиться, и из пищалей стреляти и человека с три как будто и убили; и многие предивные молодцы и девицы выходят из-за занавеса в золоте и танцуют; и многие диковинки делали" (Древняя российская вифлиофика, 1894, т. I). Для Лихачева и его спутника всё, виденное в театре, - "непонятное чудо".

Paris_Comedie-Francaise (649x471, 233Kb)

Позднее в восприятии русских путешественников спектакли начинают дифференцироваться. В знаменитом описании театральных зрелищ одного из образованнейших русских людей той эпохи, стольника П. Толстого, читаем: "В Венеции бывают оперы и комедии предивные, которых в совершенство описать никто не сможет, и нигде на всём свете таких предивных оперов и комедий нет и не бывает. В бытность мою в Венеции были оперы в пяти местах. Те палаты, в которых те оперы бывают, великие, округлые, и называют их итальяне театрум... С единой стороны к тому театруму бывает приделана великая, зело длинная палата (сцена), в которой чинится опера. В той палате бывают временные преспективы дивные, и людей бывает в одном опере в наряде мужеска и женска полу человек по 100 и по 150 и больше. И играют на тех операх во образ древних гишторий, кто которую гишторию излюбит, так в своём театруме и сделает; и музыка в тех операх бывает предивная с разными инструментами человек по 50 и больше, которые в тех операх играют" ("Русский архив", 1888, кн. I, 4).

500px-Pietro_Domenico_Oliviero_-_The_Royal_Theater_in_Turin (500x568, 198Kb)

В 1663 году русские послы видели в Версале представления французского музыкального и драматического театров (в одном из них участвовал Мольер). Упоминает спектакли итальянской и немецкой (Гамбургской) оперы князь Б. Куракин.

Хорошо был знаком с оперно-балетными зрелищами Петр I. В 1713 году он был в Ганновере на представлении итальянской оперы, в 1716 году видел спектакли Гамбургской оперы и посетил в Париже представление "Ипермнестры" Жерве и Филиппа Орлеанского. "Когда поднялся занавес, царь удивлялся много великолепию театра, перемене декорации и танцам девицы Прево" ("Отечественные записки", 1822).

Шарль-Юбер Жерве, французский композитор (1671 - 1744)

Знакомство с зарубежным музыкальным театром послужило одной из предпосылок появления в России иностранных трупп с представлениями "поючих действ".

93-1477909922 (700x393, 110Kb)

По книге А. Гозенпуд. Музыкальный театр в России


Tags: #опера, история русской культуры, опера
Subscribe

Posts from This Journal “история русской культуры” Tag

promo barucaba март 6, 2016 13:39 2
Buy for 10 tokens
Музыка - это искусство звуков и каждый звук в ней имеет своё обозначение. Нота (лат. nōta — «знак», «метка») в музыке — это графическое обозначение звука музыкального произведения, один из основных символов современной музыкальной нотации. Вариации в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments