barucaba (barucaba) wrote,
barucaba
barucaba

Category:

Балис Дварионас. 115 лет со дня рождения

«Когда слушаешь музыку Дварионаса, ощущаешь удивительное проникновение композитора в душу своего народа, природы своей земли, ее истории, ее нынешних дней. Словно сердце родной Литвы высказало все самое значительное и сокровенное через музыку своего талантливейшего композитора... В литовской музыке Дварионас по праву занимает свое особое, значительное место.». (Е. Светланов).

Балис Дварионас — художник многогранного дарования, композитор, пианист, дирижер, педагог — сыграл значительную роль в развитии музыкальной культуры Литвы. Его творчество неразрывно связано с литовской народной музыкой. Именно она обусловила мелодичность музыкального языка Дварионаса, основанного на интонациях народных песен; простоту и ясность формы, гармонического мышления; рапсодичность, импровизационность изложения. В 1924 г. он окончил Лейпцигскую консерваторию по классу фортепиано. Со студенческих лет выступал как концертирующий пианист, гастролировал во Франции, Венгрии, Германии, Швейцарии, Швеции.

Дварионас воспитал целую плеяду исполнителей — с 1926 г. он вел класс фортепиано в Каунасском музыкальном училище, с 1933 — в Каунасской консерватории. С 1949 г. до конца своей жизни был профессором Литовской государственной консерватории. Трудно переоценить вклад Дварионаса в развитие и популяризацию национальной профессиональной музыки: одним из первых литовских дирижеров он поставил перед собой цель исполнять произведения литовских композиторов не только в Литве, но и за рубежом. Он первым дирижировал симфонической поэмой М. К. Чюрлениса «Море», включал в программы своих концертов сочинения Ю. Груодиса, Ю. Карнавичюса, Ю. Таллат-Кялпши, А. Рачюнаса и др. В 1940 г. Дварионас организовал и возглавил Вильнюсский городской симфонический оркестр, в 40-50-х гг. он являлся главным дирижером оркестра Литовской филармонии, главным дирижером республиканских Праздников песни. «Песня вызывает у людей радость. Радость же: рождает силы к жизни», — писал Дварионас после Вильнюсского городского праздника песни в 1959 г.
1405068682-52705 (348x348, 26Kb)
Одно из лучших сочинений Дварионаса — Концерт для скрипки с оркестром (1948), ставший значительным достижением национального музыкального искусства. С этим произведением связан выход литовской профессиональной музыки на международную сцену. Насыщая ткань Концерта народно-песенными интонациями, композитор воплощает в нем традиции лирико-романтического концерта XIX в.
Концерт чарует и поражает в первую очередь своей мелодичностью, разнообразием мелодий. Композитор словно не в состоянии сосредоточиться на двух-трёх темах. При их разработке возникают новые темы-мелодии, которые образуют новые эпизоды. Так формируется своеобразный творческий почерк Дварионаса.

Скрипичный концерт си минор написан ясным, прозрачным языком. Автор демонстрирует в нём свой мелодический дар и замечательное чувство формы, высокое мастерство и в использовании мелодических и эмоционально-выразительных возможностей сольного инструмента.

Концерт начинается довольно развёрнутым вступлением - Andante semplice, в котором выделяются два эпизода: первыё - оркестровый (валторна и деревянные духовые), во втором же господствует соло скрипки и на первый план выступают речитативные интонации. Вступительный эпизод сразу вводит слушателя в лирическую атмосферу концерта. Развитие этого эпизода приводит к главной теме первой части - оживлённой и активной.Она звучит у скрипки на фоне чёткого маршеобразного ритма в оркестре.

Немаловажную роль в концерте играет певучая связующая тема. Развитие этой поэтической мелодии приводит к мощной эмоциональной кульминации, после чего появляется также лирическая побочная партия, порученная струнной группе оркестра. В ней композитор использовал народно-песенные интонации (мелодию народной песни "Осенним утром"). Побочная тема, наряду с главной, неоднократно звучит и в разработке, которая развивается спокойно, без острых драматических столкновений. Автор, в сущности, не подвергает побочную тему изменениям - он выделяет первоначальный её мотив и показывает в различных тональностях, слегка варьируя его.


Сам автор с первым исполнителем и пропагандистом этого концерта - скрипачом Aleksandras Livontas

В большой каденции скрипки соло на первый план выступают виртуозные элементы. Здесь композитор изобретательно развивает мелодию главной темы, придавая ей лирический, взволнованный характер. В репризе в варьированной форме повторяются основные музыкальные образы первой части.

Во второй части - Andante molto sostenuto - благородная лирика сочетается с жанрово-танцевальным началом. Для главной темы этой части использована мелодия литовской народной песни "Пива, пива", записанная самим автором.

Эту удивительную тему композитор свободно и широко развивает (опять-таки вариационным способом), используя колористические средства оркестра и сольного инструмента, в частности, вводя в партию скрипки мелизматические украшения, пассажи. Средний эпизод Andante весьма своеобразен. На смену лирике приходит образ, носящий характер народного танца с острыми акцентами, синкопированной ритмикой, воскрешающий в памяти стиль народных сутартинес (вид старинных народных литовских многоголосных песен, преимущественно женских трудовых. Исполнялись во время работы, а также на свадьбах; иногда сопровождали танцы). Оригинальны гармонические краски этого эпизода, использующие созвучия секунд, пустых квинт, кварт.


Финал концерта - Vivo allegro - звучит оживлённо, темпераментно (форма рондо). Главная тема по своему решительному маршево-танцевальному характеру близка основной теме первой части концерта. В большой коде закрепляется общий жизнерадостный характер музыки финала. В партии солиста раздаются отголоски главной темы первой части, которыми автор и заканчивает произведение.

Ещё одно исполнение Финала концерта


Vilhelmas Čepinskis, violin
Julius Geniušas, conductor
Lithuanian State Symphony Orchestra

dvarionas_portretas1.jpg__407x407_q85_crop-smart_subject_location-590,686_subsampling-2_upscale-True (407x407, 30Kb)

Дварионасу принадлежит также очень примечательная инструментальная пьеса - для скрипки и фортепиано "У озерка" ("Элегия", 1946), ставшая классикой литовской камерно-инструментальной музыки ХХ века. Как и в Концерте, здесь Дварионас увлекает непосредственностью высказывания, мелодизмом. В пьесе "У озерка" основная тема отличается особой песенностью.

Tags: #Дварионас, Дварионас, литовские композиторы
Subscribe

promo barucaba march 6, 2016 13:39 2
Buy for 10 tokens
Музыка - это искусство звуков и каждый звук в ней имеет своё обозначение. Нота (лат. nōta — «знак», «метка») в музыке — это графическое обозначение звука музыкального произведения, один из основных символов современной музыкальной нотации. Вариации в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments