barucaba (barucaba) wrote,
barucaba
barucaba

Category:

"Итальянский Мастер музыки из Амстердама" - Пьетро Антонио Локателли

Пьетро Антонио Локател­ли (1695—1764) прославился как выдающийся виртуоз XVIII века, новатор в области скрипичной техники, во многом подготовивший появление Паганини.

Locatelli (563x700, 384Kb)

Данных о его жизни очень мало. Он родился в Бергамо и, види­мо, там получил первые уроки игры на скрипке. Заметив его незаурядные способности, родители отправили Локателли в Рим для изучения скрипичной игры у Арканджело Корелли. Пройдя курс искусства скрипки в Риме, Локателли предпринимает многолетние концертные гастроли по многим городам Европы, где он приобрёл славу виртуоза. Местом же постоянного своего жительства он избрал Амстердам. В 1721 году там выходит из печати его первый опус — Двенадцать concerti grossi, в которых заметно влияние стиля его учителя.


Амстердам в это время был известным культурным и музыкальным центром Европы, где шла интенсивная концертная жизнь, приезжали знаменитые музыканты. Город славился как один из немногих центров нотопечатания, где издавалось большое количество и произведений итальянских композиторов.

В 1725 году Локателли занимает должность камерного музыканта в капелле принца Филиппа Гессен-Дармштадтского в Мантуе, затем служит у курфюрста Фридриха-Августа в Саксонии, выступает в Берлине и Касселе. После ряда концертных выступлений в Италии (в том числе в Венеции), Испании, Англии Локателли в 1729 (по некоторым сведениям — в 1732) году поселяется уже навсегда в Амстердаме. Здесь он занимается интенсивной концертной деятельностью как скрипач и дирижер, организует первые открытые публичные концерты, преподает, помогает изданию музыкальных произведений.

Локателли называл себя «итальянским мастером музыки, жи­вущим в Амстердаме». Он живо интересовался музыкальной жизнью Италии, что сказывается в его сочинениях, отражающих новые веяния, особенно связанные с венецианской оперой. Локателли занимался и педагогической деятельностью. У него было много учеников, и он воспитал ряд профессиональных скрипачей. Однако никто из них не стал концертирующим инструменталистом, за исключением одного — Жан-Мари Леклера.

Ко времени пребывания в Амстердаме относятся практически все напечатанные сочинения Локателли. Некоторые из них были написаны ранее. Так, Двенадцать сонат для поперечной флейты и basso continuo, op. 2 (1732) явно были написаны в Германии, где традиции игры на флейте были широко распространены, в том числе и при берлинском дворе.

Зато уже следующее сочинение поставило Локателли в ряд наиболее интересных скрипичных композиторов Европы.

Locatelli "l'arte del violino", op.3
Concerto no.12 D Major, "il laberinto armonico"
Ilya Gringolts, violin

В истории скрипичного искусства особое место принадлежит ор. 3 Локателли, изданному в Амстердаме в 1733 году. Это — сочинение, известное под названием «L’Arte del violino» («Искусство скрипки»),— «12 концертов или скрипичных соло с 24 каприччо ad libitum для первой (солирующей) и второй скрипок, альта, виолончели и баса». За исключением Второго (двухчастного) и Двенадцатого (четырехчастного) концертов, все они трехчастные, причем обе быстрые части (первая и последняя) заканчиваются своеобразной каденцией, которую Локателли называет каприччо.

Исключительной задачей творческой деятельности Локателли было довести до высшей степени виртуозность, именно на неё одну он обращал слишком большое внимание, в ущерб задушевности и певучести игры, свойственной скрипке. Он употреблял необыкновенно высокие аппликатуры и скрипичные пассажи, в особенности в своих Capriccio, где трудность пассажей в арпеджио, очень высокие ноты и другие приёмы показывают желание автора усовершенствовать лишь технику игры. Звучность и ясность игры много теряют при этом.Художественность идеи также часто страдает. Английский композитор и историк музыки Чарлз Бёрни замечал, что игра Локателли больше поражала, чем восхищала; при этом он имел в виду исключительную силу и виртуозность его игры. И другие современники подчеркивали в исполнительском стиле итальянского мастера прежде всего энергию, оригинальность выражения, темпераментность. В двадцати четырех Capriccio, в основном имеющих концертно-виртуозное значение, Локателли предстает подлинным новатором скрипичной техники, подготовившим (а в известном смысле и предвосхитившим) технику Паганини. Для того чтобы об­легчить выполнение некоторых технических приемов и способов звукоизвлечения, он один из первых утончил струны, что дало необыкновенный успех, особенно в игре флажолетами, в быстрых пассажах и звучании верхних позиций. Паганини перенял это именно от Локателли.

В  Capriccio мы видим не только новые виртуозные приемы — значение их гораздо глубже. Локателли впервые подходит к скри­пичной технике с позиций раскрытия физических возможностей человеческих рук, нахождения способов их наибольшего приспо­собления к инструменту в связи с художественными задачами.

Локателли творил в ту пору, когда сольное виртуозное начало пробивало себе путь, оформлялось как ярко инструментальное начало, имеющее право на существование. Кроме того, уже начинали проявлять себя, пока еще подспудно, предпосылки к массовому искусству. И здесь Локател­ли прозорливо уловил его тенденции.
Locatelli "l'Arte del violino", op.3
Concerto no.11 A Major

Нельзя сказать, чтобы эти недостатки встречались во всех сочинениях Локателли. Напротив, некоторые из его концертов чрезвычайно хороши по своим пластически-пленительным формам. Некоторые музыкальные писатели даже находили в них "бездну грации, чувства и прекрасной гармонии".

Трио-сонаты, ор. 5

В ор. 7 (1741) Локателли применяет новый вариант состава ансамбля. По существу эти шесть концертов для смычковых ин­струментов с basso continuo представляют собой прообраз квартет­ного жанра. Написаны они для трех скрипок и баса и в случае исполнения баса на виолончели весьма близки классическому составу квартета. Особый интерес представляет Шестой концерт, носящий программное название «Плач Ариадны», в котором широко представлено речитативное оперное начало. Не исключено здесь влияние творчества Вивальди.


I. Andante, allegro, adagio, andante, allegro - 0:05
II. Largo - 4:32
III. Largo andante - 7:11
IV. Grave - 11:14

Частично использован материал отсюда:

Л.Гинзбург, В.Григорьев. Итальянское скрипичное искусство XVI - XVIII веков

Tags: #Локателли, #скрипачи, Локателли, композиторы, скрипачи, скрипичная музыка
Subscribe

Posts from This Journal “скрипичная музыка” Tag

promo barucaba march 6, 2016 13:39 2
Buy for 10 tokens
Музыка - это искусство звуков и каждый звук в ней имеет своё обозначение. Нота (лат. nōta — «знак», «метка») в музыке — это графическое обозначение звука музыкального произведения, один из основных символов современной музыкальной нотации. Вариации в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments