barucaba (barucaba) wrote,
barucaba
barucaba

Category:

Главная здравница античности - Эпидавр

Асклепионы обычно возводили в особых, богатых растительностью местах, рядом с источниками (в том числе термальными). Вода, символизирующая очищение, обновление и гигиену, была необходима для лечебной деятельности святилищ. В римский период в некоторых асклепионах располагались термы для ванн и водотерапии. В большинстве крупных асклепионов строили здания для размещения пациентов, театры для их развлечения и стадионы для проведения игр в честь бога-целителя.

Асклепион (фото KudinAndrii)

Святилище в Эпидавре завоевало всеэллинскую славу и престиж, достигнув пика известности в IV - III веках до н.э. В это же время были воздвигнуты некоторые из наиболее важных строений святилища: например, храм Асклепия, где находились хрисоэлефантинная (из золота с слоновой кости) статуя бога, абатон или энкойметерион, толос (подземная резиденция бога).

Асклепион

Сейчас на месте раскопок можно увидеть руины храмов, посвященных Асклепию, бассейны с термальными водами, помещения, в которых жрецы принимали пациентов, а также здания для атлетических состязаний (стадион, гимнасий, комнаты для гостей), которые здесь регулярно устраивались в честь бога-врачевателя. Сохранились также развалины фимены (толоса) — круглого в плане сооружения, предназначавшегося для исполнения культовой музыки.

Просителей, прибывавших в святилище, обычно сопровождали члены семей, которые несли различные дары богу: выпечку, фрукты или жерственных животных. В некоторых святилищах взималась входная плата, что подтверждает найденная в святилище Амфиарая в Оропосе свинцовая монета. Пациента принимали жрецы, которые изучали историю его болезни и сопровождали на ритуальные омовения, поскольку вошедшие должны быть чисты как морально, так и физически. Это диктовалось и располагавшейся на монументальном входе в храм Эпидавра надписью, цитирующей Порфирия: "Следует быть чистым идущему в храм, где курится фимиам; чистота же есть святость мышления". В зависимости от заболевания жрецы рекомендовали предварительную терапию - диету или голодание, прогулки, а также беседы, которые способствовали улучшению морального состояния пациента. Впоследствии просители приносили на алтарь свои подношения богу. Вечером жрецы сопровождали пациентов к абатону, где проходил энкоимезис (инкубация) - ритуальный сон, который был ключевой частью культа Асклепия и магического лечения.
Мраморный вотивный рельеф со сценой исцеления во сне из асклепиона в Пирее. Около 400 года до н.э.

Пациенты ложились на циновки или шкуры принесённых в жертву животных и, утомлённые путешествием и ритуалами, впадали в сон: предполагалось, что бог посетит их во сне и исцелит. Считалось, что Асклепий появлялся в назидательном сне (порой - в облике священной змеи) и излечивал больных, дотрагиваясь до них, назначал лекарство или давал советы. Утром пациенты обсуждали свои сны со жрецами, определявшими курс лечения.


Асклепион, стадион

Помимо физической и психологической подготовки, так же активно, как и ритуальный сон, в лечебном процессе применялось самовнушение. Эффект усиливали чтение иамат - надписей, свидетельствующих о магическом излечении, и вотивные дары, которые заменяли вознаграждение богу до и после лечения и с помощью которых выражали просьбу или благодарность.

Абатон Эпидавра, куда был закрыт доступ для "непосвященных"

Конкуренция между многочисленными асклепионами была серьёзной. Чтобы поддерживать себя с финансовой точки зрения, они стремились привлекать посетителей, тем самым получая подношения и доход для казны. Это достигалось с помощью рекламы. Четыре подписанные стелы, найденные в святилище Эпидавра, насчитывают около 70 иамат (историй об успешном излечении Асклепием) и могут восприниматься как реклама целительных сособностей бога. Стелы создавали жрецы в IV веке до н.э. и устанавливали на заметном месте, чтобы все паломники могли видеть их и читать надписи. Существуют свидетельства аналогичных исцелений в асклепионах, находившихся в Трикке и на острове Кос, которые не сохранились, в то время как те, что находились на Лебене на Крите, частично дошли до наших дней.

Иамата из Эпидавра демонстрирует, что просители, прибывавшие со всего эллинского мира (даже на носилках), страдали от разных недугов: головных болей, несварения желудка, паралича, отёков, болезней глаз, проблем с деторождением, даже вшей и облысения. Выздоровление пациентов также задокументировано. Служители бога, обладавшие большим опытом и ежедневно взаимодействовавшие с больными, регулировали лечение, основанное на сбалансированной диете, массаже, горячих ваннах, физических упражнениях, приёме слабительного, использования глазных капель и прочем. предполагается, что жрецы проводили небольшие операции (например, удаление инородного тела, вскрытие и дренаж абсцессов, прижигание язв), возможно, после того как пациент засыпал под воздействием успокоительных или наркотических веществ. Обязанностью жрецов было также составление таблиц в которых описывалось течение болезни и предпринятые лечебные мероприятия, которые привели к желаемому результату. Таким образом, асклепиады способствовали накоплению медицинских знаний в храмах бога медицины Асклепия. Помимо фактов чудесного излечения на стеле также указаны некоторые случаи наказания Асклепием тех, кто подвергал сомнению эффективность лечения или оказывался неблагодарным, несмотря на излечение.

Но главная достопримечательность Эпидавра — театр, построенный в IV веке до н. э. Древние греки считали, что лечить больных могут не только микстуры и порошки, но и театральные представления, которые вызывают у зрителя восторг, благоговение, страх и — в результате — катарсис. Прекрасно сохранившийся театр позволяет оценить не только изящество архитектурного решения, но и инженерный гений древних мастеров: шепот со сцены хорошо слышен даже на самых верхних рядах.


Театр в Эпидавре

Театр в Эпидавре (греч. θέατρο της Επιδαύρου) наиболее хорошо сохранившийся из древнегреческих театров и при этом выделяющийся исключительной акустикой и эстетикой. Расположен в Эпидавре вблизи Асклепиона недалеко от деревни Лигурион (греч. Λυγουριό).

Античный древнегреческий театр был построен между 340 и 330 гг. до н. э. архитектором Поликлетом Младшим из города Аргос, согласно записям Павсания. Считалось, что театр благоприятно влияет на психическое и физическое здоровье пациентов. Древний театр вмещал более 15000 зрителей и был разделен на две части. 21 ряд с местами для обычных людей и 34 нижних ряда для священников и правителей.

Древний театр был открыт после раскопок, которые провёл археолог Панагис Кавадиас , под эгидой Афинского Археологического Общества в период 1870—1926 годов.


Несколько лет спустя, в 1938 году театр принял первый после археологических работ спектакль. Это была постановка трагедии Софокла «Электра». Выступления прекратились из-за Второй мировой войны. В начале 50-х, были проведены реставрационные работы, чтобы иметь возможность принимать большее количество зрителей и с 1955 года проводится театральный фестиваль в Эпидавре, каждое лето демонстрирующий постановки на сцене античного театра. В рамках фестиваля в Эпидавре участвовали некоторые из величайших греческих и зарубежных артистов, в том числе известная греческая оперная певица Мария Каллас.


Вотивные дары и иаматы, помещённые в людных местах, служили для того, чтобы произвести впечатление на пилигримов и усилить их веру в исцеляющую силу бога. Вместе с тем они напоминают современные пожерствования, которые приносят паломники христианским храмам, например, церкви Благовещения на эгейском острове Тинос или церкви Богоматери Лурдской в Орее во Франции. Будто ничего не изменилось, и теперь люди так же выражают свою веру, просьбы и благодарность.

Эпидавр

Удивительно, что, несмотря на очевидный уже с VI века до н.э. прогресс рациональной (научной) медицины, отрицавшей божественное влияние на болезнь и её лечение, практика теургического лечения продолжала привлекать пациентов вплоть до поздней античности. Это подтверждают вотивные дары, найденные в асклепионах. Причина заключалась в том, что научная медицина могла помочь лишь отчасти. иногда она была абсолютно несостоятельна, как указывает Фукидид в драматическом рассказе о разрушительной афинской чуме 430 года до н.э. В работе "Об искусстве" Гиппократа тоже можно найти подтверждение случаев, когда врачи отказывались лечить пациентов, страдавших от хронических и неизлечимых болезней. Поэтому тот, кто мучился жестокими недугами или не мог справиться с затратами на медицину, искал успокоения в альтернативном убежище, связывая все надежды с божественнолй силой. Собственно, так поступают и сегодня, когда наука бессильна.

Использованы материалы из статьи Доктора Йоргоса Тассуласа, хранителя коллекции музея кикладского искусства, Афины.

Фото из Википедии


Tags: #античность, #медицина, Древняя Греция, античность, медицина
Subscribe

Posts from This Journal “Древняя Греция” Tag

  • Пифагор и его время. Часть I. Обычаи

    О самом Пифагоре было уже много сказано: Мысли великих людей о музыке: Пифагор, Формула гармонии, Мудрость Пифагора, Диета Пифагора, Пифагор:…

  • Боги-целители Древней Греции

    Здоровье является самым ценным активом для каждого человека, который старается сохранить, восстановить и улучшить его. Именно поэтому люди пытались…

  • Пифагор и его время. Учителя Пифагора

    Возвращаюсь к своей давней и излюбленной теме: Пифагор и его время. Сегодня речь пойдёт об учителях Пифагора. Отцом Пифагора был Мнесарх - резчик по…

promo barucaba march 6, 2016 13:39 2
Buy for 10 tokens
Музыка - это искусство звуков и каждый звук в ней имеет своё обозначение. Нота (лат. nōta — «знак», «метка») в музыке — это графическое обозначение звука музыкального произведения, один из основных символов современной музыкальной нотации. Вариации в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments