barucaba (barucaba) wrote,
barucaba
barucaba

Category:

Музыкальная интонация

Eight Note Triplet Beam+2.pngИнтонация (от лат. intono - громко произношу).





I. Важнейшее музыкально-теоретическое и эстетическое понятие, имеющее три взаимосвязанных значения:

1) Высотная организация (соотнесённость и связь) музыкальных тонов по горизонтали. В звучащей музыке реально существует лишь в единстве с временной организацией тонов - ритмом. "Интонация... тесно спаяна с ритмом как дисциплинирующим выявление музыки фактором" (Б. В. Асафьев). Единство интонации и ритма образует мелодию (в её широком понимании), в которой интонация, как её высотная сторона, может быть выделена лишь теоретически, в абстракции.

Бетховен. Соната для виолончели и фортепиано Фа мажор, ор. 5 № 1

Музыкальная интонация родственна по происхождению и во многом аналогична речевой, понимаемой как изменения звучания ("тона") голоса и прежде всего его высоты ("мелодия речи"). Интонация в музыке сходна с интонацией речи (если иметь в виду высотную сторону последней) по своей содержательной функции (хотя в речи основным носителем содержания являетвя слово) и по некоторым структурным особенностям, представляя собой, как и речевая интонация, процесс высотных изменений звуков, выражающий эмоции и регулируемый в речи и вокальной музыке закономерностями дыхания и мышечной деятельности голосовых связок. Зависимость музыкальной интонации от этих закономерностей сказывается уже в построении звуковысотной, мелодической линии (наличие опорных звуков, аналогичных таким же звукам в речевой интонации; расположение главного из них в нижней части голосового диапазона: чередование подъёмов и спусков; нисходящее, как правило, направление высотной линии в заключительной фазе движения и др.), она сказывается и в членении музыкальной интонации (наличие цезур различной глубины и др.), в некоторых общих предпосылках её выразительности (рост эмоционального напряжения при движении вверх и разрядка при движении вниз, в речи и вокальной музыке связанные с увеличением усилий мышц голосового аппарата и с мышечным расслаблением).

Винченцо Беллини. "Oh! quante volte"

Существенны и различия двух указанных видов интонации как по их содержанию, так и по форме. Если в речевой интонации звуки не дифференцированы и не имеют зафиксированной хотя бы с относительной точностью высоты, то в музыке интонацию создают музыкальные тоны - звуки, более или менее строго разграниченные в высотном отношении благодаря постоянству частоты колебаний, характеризующей каждый из них (хотя и здесь закреплённость высоты не абсолютна). Музыкальные тоны, в отличие от речевых звуков, в каждом случае принадлежат к какой-либо исторически сложившейся музыкально-звуковой системе, образуют между собой постоянные, закрепившиеся в практике высотные соотношения (интервалы) и взаимно сопряжены на основе определённой системы функционально-логических отношений и связей (лада). Благодаря этому музыкальная интонация качественно отличается от речевой - она более самостоятельна, развита и обладает неизмеримо большими выразительными возможностями.

Гендель. Concerto grosso No. 4 (Op. 3) in Fmajor, HWV 315

Интонация (как высотная организация тонов) служит конструктивной и выразительно-смысловой основой музыки. Без интонации (как и без неразрывно связанных с нею ритма и динамики, а также тембра) музыка существовать не может. Таким образом, музыка в целом имеет интонационную природу. Основополагающая и главенствующая роль интонации в музыке обусловлена несколькими факторами:

а) высотные отношения тонов, будучи весьма подвижными и гибкими, при этом очень многообразны; определённые психо-физиологические предпосылки обусловливают ведущую их роль в выражении средствами музыки изменчивого, тонко дифференцированного и бесконечно богатого мира душевных движений человека;


б) высотные отношения тонов благодаря фиксированности высоты каждого из них, как правило, легко запоминаются и воспроизводятся и потому способны обеспечить функционирование музыки как средства общения между людьми;

в) возможность сравнительно точного соотнесения тонов по их высоте и установления между ними на этой основе чётких и прочных функционально-логических связей позволила выработать в музыке разнообразные методы мелодического, гармонического. и полифонического развития, выразительные возможности которого намного превосходят возможности, скажем, одного ритмического, динамического или тембрового развития.

Сен-Санс. Романс, ор. 36

2) Манера ("строй", "склад", "тонус") музыкального высказывания, "качество осмысленного произношения" (Б. В. Асафьев) в музыке. Оно заключается в комплексе характерных особенностей музыкальной формы (высотных, ритмических, тембровых, артикуляционных и др.), которые обусловливают её семантику, т. е. эмоциональное, смысловое и другие значения для воспринимающих. Интонация - один из самых глубоких слоёв формы в музыке, наиболее близкий к содержанию, наиболее непосредственно и полно выражающий его. Такое понимание музыкальной интонации аналогично пониманию речевой интонации как выразительного тонуса речи, эмоциональной окраски её звучания, зависящей от речевой ситуации и выражающей отношение говорящего к предмету высказывания, а также черты его индивидуальности, национальной и социальной принадлежности. Интонация в музыке, как и в речи, может иметь экспрессивное (эмоциональное), логически- смысловое, характеристическое и жанровое значения. Экспрессивное значение музыкальной интонации определяется выражаемыми в ней чувствами, настроениями и волевыми устремлениями композитора и исполнителя. В этом смысле говорят, например, о звучащих в данном музыкальном произведении (или каком-либо его разделе) интонациях призыва, гнева, ликования, тревоги, торжества, решимости, "ласки, сочувствия, участия, материнского или любовного привета, сострадания, дружеской поддержки" (Б. В. Асафьев о музыке Чайковского) и т. п. Логически-смысловое значение интонации определяется тем, выражает ли она утверждение, вопрос, завершение мысли и др. Наконец, интонация может быть различной по своему характеристическому значению, в том числе национальному (русская, грузинская, немецкая, французская) и социальному (русская крестьянская, разночинно-городская и т. п.), а также по жанровому значению (песенная, ариозная, речитативная; повествовательная, скерцозная, медитативная; бытовая, ораторская и т. п.).

Франц Легар. Танец из оперы "Татьяна"

Значения интонации определяются многочисленными факторами. Важным, хотя и не единственным из них, является часто встречающееся более или менее опосредствованное и преобразованное воспроизведение в музыке речевой интонации соответствующего значения. Претворение речевой интонации (разнообразной во многих отношениях и исторически изменяющейся) в музыкальную происходит непрерывно на всём протяжении развития музыкального искусства и во многом определяет способность музыки воплощать различные эмоции, мысли, волевые устремления и черты характера, передавать их слушателям и воздействовать на последних. Источниками выразительности музыкальной интонации служат также обусловленные слуховым опытом ассоциации с другими звучаниями (как музыкальными, так и внемузыкальными) и заключённые в тонах и их сочетаниях предпосылки прямого физиологического воздействия на эмоциональную сферу человека.

Та или иная интонация музыкального высказывания в решающей степени предопределяется композитором. Созданные им музыкальные звучания обладают потенциальным значением, зависящим от их физических свойств и ассоциативных связей. Исполнитель своими средствами (динамическими, агогическими, колористическими, а в пении и игре на инструментах без фиксированной высоты звуков - также и путём варьирования высоты в пределах зоны) выявляет авторскую интонацию и истолковывает её в соответствии со своими индивидуальными и социальными позициями. Выявление исполнителем (которым может быть и автор) композиторской интонации, т. е. интонирование, и является реальным бытием музыки. Свою полноту и общественное значение это бытие, однако, обретает только при условии восприятия музыки слушателем. Слушатель воспринимает, воспроизводит в своём сознании, переживает и усваивает композиторскую интонацию (в её исполнительском истолковании) также индивидуально, на основе собственного музыкального опыта, входящего, однако, в общественный опыт и им обусловленного. Таким образом "явление интонации связывает в единство музыкальное творчество, исполнительство и слушание - слышание" (Б. В. Асафьев).

Роберт Шуман. "Отзвуки театра"

3) Каждое из наименьших конкретных сопряжений тонов в музыкальном высказывании, обладающее относительно самостоятельным выразительным значением; семантическая единица в музыке. Обычно состоит из 2-3 и более звуков в одноголосии или созвучий; в исключительных случаях может состоять и из одного звука или созвучия, обособленного по своему положению в музыкальном контексте и по своей выразительности.


Поскольку главным выразительным средством в музыке является мелодия, интонация большей частью понимается как краткое исследование тонов в одноголосии, как частица мелодии, попевка. Однако в тех случаях, когда относительно самостоятельное выразительное значение в музыкальном произведении приобретают определённые гармонические, ритмические, тембровые элементы, можно говорить соответственно о гармонических, ритмических и даже тембровых интонациях или же о комплексных интонациях: мелодико-гармонических, гармонически-тембровых и др. Но и в остальных случаях, при подчинённой роли указанных элементов, ритм, тембр и гармония (в меньшей степени - динамика) всё же оказывают воздействие на восприятие мелодических интонаций, придавая им то или иное освещение, те или иные оттенки выразительности. Значение каждой данной интонации в большой мере зависит и от её окружения, от музыкального контекста, в который она входит, а также от её исполнительского истолкования.

И. Рафф. Каватина

Относительно самостоятельный эмоционально-образный смысл отдельной интонации зависит не только от её собственных свойств и места в контексте, но и от слушательского восприятия. Поэтому членение музыкального потока на интонации и определение их смысла обусловлено как объективными факторами, так и субъективными, в том числе музыкальным слуховым воспитанием и опытом слушателя. Однако по мере того, как те или иные звукосопряжения (точнее, типы звукосопряжений) благодаря их многократному использованию в музыкальном творчестве и усвоению общественной практикой становятся знакомыми и привычными для слуха, их выделение и осмысление в качестве самостоятельных интонаций начинает зависеть уже не только от слушательских индивидуальностей, но и от навыков, музыкально-эстетических вкусов и взглядов целых общественных групп.


Интонация может совпасть с мотивом, мелодическим или гармоническим оборотом, тематической ячейкой (зерном). Различие, однако, состоит в том, что определение звукосопряжения как мотива, оборота, ячейки и т. п., опирается на его объективные признаки (наличие ударения, объединяющего группу звучаний, и цезуры, отделяющей эту группу от соседней, характер мелодических и гармонических функциональных связей между тонами или аккордами, роль данного комплекса в построении темы и в её развитии и т.д.), тогда как при выделении интонации исходят из выразительного значения смысла звукосопряжений, из их семантики, неизбежно внося тем самым субъективный элемент.

Ж.Б. Акколаи. Концерт для скрипки с оркестром ля минор

Интонацию иногда метафорически называют музыкальным "словом" (Б. В. Асафьев). Уподобление музыкальной интонации слову в языке частично обосновано чертами их сходства по содержанию, форме и функции. Интонация подобна слову как краткое звукосопряжение, обладающее определённым значением, возникшее в процессе общения людей и представляющее собой такую смысловую единицу, которая может быть выделена из звукового потока. Подобие состоит и в том, что интонации, как и слова, являются элементами сложной, развитой системы, функционирующей в определённых социальных условиях. По аналогии со словесным (естественным) языком, система интонаций (точнее - их типов), встречающихся в творчестве какого-либо композитора, группы композиторов, в музыкальной культуре какого-либо народа и т.д., условно может быть названа "интонационным языком" этого композитора, группы, культуры.


Отличие музыкальной интонации от слова состоит в том, что она представляет собой сопряжение качественно иных звуков - музыкальных тонов, которое выражает особое, художественное содержание, возникает на основе иных звуковых свойств и отношений, как правило, не обладает устойчивой, многократно воспроизводимой формой (более или менее устойчивы лишь типы интонации) и потому создаётся каждым автором в каждом высказывании заново (хотя и с ориентацией на определённый интонационный тип); интонация принципиально многозначна по содержанию. Лишь в исключительных случаях она выражает конкретное понятие, но даже тогда её смысл не может быть точно и однозначно передан словами. Интонация намного больше, чем слово, зависит в своём значении от контекста. При этом содержание конкретной интонации (эмоция и др.) неразрывно связано с данной материальной формой (звучание), т. е. может быть выражено только ею, так что связь между содержанием и формой в интонации является, как правило, значительно менее опосредствованной, чем в слове, не произвольной и не условной, благодаря чему элементы одного "интонационного языка" не нуждаются в переводе на другой "язык" и не допускают такого перевода. Восприятие значения интонации, т. е. её "понимание", в гораздо меньшей степени требует предварительного знания соответствующего "языка", ибо осуществляется главным образом на основе вызываемых ею ассоциаций с другими звучаниями, а также заключённых в ней предпосылок психофизиологического воздействия. Интонации, входящие в данный "интонационный язык", не связаны внутри этой системы сколько-нибудь устойчивыми и обязательными правилами их образования и соединения. Поэтому представляется обоснованным мнение, согласно которому, в отличие от слова, интонация не может быть названа знаком, а "интонационный язык" - знаковой системой. Чтобы быть понятым слушателями, композитор в своём творчестве не может не опираться на уже известные окружающей общественной среде и усвоенные ею музыкальные и немузыкальные звукосопряжения. Из музыкальных особую роль в качестве источника и прототипа для композиторского творчества играют интонации народной и бытовой (нефольклорной) музыки, распространённые в той или иной социальной группе и являющиеся частью её жизни, непосредственным (естественным) стихийным звуко-проявлением отношения её членов к действительности. Из немузыкальных звукосопряжений аналогичную роль играют имеющиеся в каждом национальном языке устойчивые, повседневно воспроизводимые в речевой практике интонационные обороты (интонемы), обладающие для всех, кто пользуется этим языком, более или менее постоянным, определённым, частично уже условным значением (интонемы вопроса, восклицания, утверждения, удивления, сомнения, различных эмоциональных состояний и побуждений и др.).

Шарль Берио. "Балетные сцены"

Композитор может воспроизвести существующие звукосопряжения в точном или видоизменённом виде или создать новые, оригинальные интонации, так или иначе ориентируясь на типы этих звукосопряжений. При этом в творчестве каждого автора среди множества воспроизведённых и оригинальных сопряжений тонов можно выделить типовые интонации, вариантами которых являются все остальные. Совокупность таких типовых интонаций, характерных для данного композитора и составляющих основу, материал его "интонационного языка", образует его "интонационный словарь" (термин Б. В. Асафьева). Совокупность же типовых интонаций, бытующих в общественной практике данной эпохи, находящихся в этот исторический период "на слуху" нации или многих наций, образует соответственно национальный или интернациональный "интонационный словарь эпохи", включающий в качестве основы интонации народной и бытовой музыки, а также интонации профессионального музыкального творчества, усвоенные общественным сознанием.


Благодаря указанным выше серьёзным отличиям интонации от слова, "интонационный словарь" представляет совершенно иное явление сравнительно с лексическим фондом словесного (вербального) языка и должен пониматься во многом как условный, метафорический термин.

 Народные и бытовые интонации являются характерными элементами соответствующих жанров музыкального фольклора и бытовой музыки. Поэтому "интонационный словарь эпохи" тесно связан с бытующими в данную эпоху жанрами, её "жанровым фондом". Опора на этот фонд (а тем самым - и на "интонационный словарь эпохи") и обобщённое воплощение его типичных черт в творчестве, т. е. "обобщение через жанр" (А. А. Альшванг), во многом определяет доходчивость, понятность музыки для слушателей данного общества.

Чайковский. Симфония № 4. Финал

Обращаясь к "интонационному словарю эпохи", композитор отражает его в своём творчестве с той или иной степенью самостоятельности, активности. Эта активность может проявиться в отборе интонаций, их видоизменении при сохранении того же выразительного значения, их обобщении, их переосмыслении (переинтонировании), т. е. таком изменении, которое придаёт им новое значение, и, наконец, в синтезе различных интонаций и целых интонационных сфер.

 Национальные и интернациональные "интонационные словари" постоянно развиваются и обновляются в результате отмирания одних интонаций, изменения других, появления третьих. В некоторые периоды - как правило, отмеченные большими сдвигами в социальной жизни, - интенсивность этого процесса резко увеличивается. Значительное и быстрое обновление "интонационного словаря" в такие периоды (например, во 2-й половине 18 в. во Франции, в 50-60-е гг. 19 в. в России, в первые годы после Oктябрьской революции) Б. В. Асафьев назвал "интонационными кризисами". Но в целом "интонационный словарь" любой национальной музыкальной культуры очень устойчив, эволюционирует постепенно и даже во время "интонационных кризисов" испытывает не коренную ломку, а лишь частичное, хотя и интенсивное, обновление.

Дмитрий Шостакович, Концертино ля минор для двух фортепиано, соч. 94 (1953)

"Интонационный словарь" каждого композитора также постепенно обновляется благодаря включению новых интонаций и появлению новых вариантов типовых интонационных форм, лежащих в основе этого "словаря". Средствами преобразования интонаций служат главным образом изменения интервалики и ладовой структуры, ритма и жанрового характера (а в комплексных интонациях - также и гармонии). Кроме того, на выразительное значение интонаций влияют изменения темпа, тембра, регистра. В зависимости от глубины преобразования можно говорить о появлении либо варианта той же интонации, либо новой интонации как другого варианта той же типовой формы, либо новой интонации как одного из вариантов другой типовой формы. В определении этого решающую роль играет слуховое восприятие.


Интонации могут подвергаться преобразованию и в рамках одного музыкального произведения. Здесь возможны варьирование, создание нового варианта или качественное развитие какой-либо одной интонации. Понятие интонационного развития связано также с сочетанием различных интонаций по горизонтали (плавный переход или сопоставление по контрасту) и вертикали (интонационный контрапункт); "интонационной модуляцией" (переход из одной сферы интонации в другую); интонационным конфликтом и борьбой; вытеснением одних интонаций другими или образованием синтетических интонаций и др.

 Взаимное расположение и соотношение интонаций в произведении составляет его интонационную структуру, а внутренние образно-смысловые связи интонаций в непосредственном исследовании или на расстоянии ("интонационные арки"), их развитие и всевозможные преобразования - интонационную драматургию, являющуюся первостепенной стороной музыкальной драматургии в целом, важнейшим средством раскрытия содержания музыкального произведения.

Рахманинов. Элегическое трио №1 соль минор

Собственными средствами, в соответствии с общей интерпретацией произведения, преобразует и развивает его интонацию и исполнитель, обладающий в этом отношении известной свободой, но в рамках выявления интонационной драматургии, предопределённой композитором. То же условие ограничивает свободу видоизменения интонаций в процессе их восприятия и мысленного воспроизведения слушателем; вместе с тем такое индивидуализированное воспроизведение (внутреннее интонирование) как проявление слушательской активности является необходимым моментом полноценного восприятия музыки.

Вопросы о сущности музыкальной интонации, интонационной природе музыки, родстве и различии музыкальной и речевой интонаций и др. издавна разрабатывались наукой, причём наиболее активно и плодотворно в те периоды, когда проблема взаимодействия музыкальной и речевой интонаций становилась особенно актуальной для музыкального творчества. Они были частично поставлены уже в музыкальной теории и эстетике античности (Аристотель, Дионисий Галикарнасский), а затем средневековья (Джон Коттон) и Возрождения (В. Галилей). Значительный вклад в их разработку внесли французские музыканты 18 в., принадлежавшие к просветителям (Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро) или находившиеся под их непосредств. воздействием (А. Гретри, К. В. Глюк). В этот период, в частности, впервые формулируется мысль о соотнесённости "интонаций мелодии" с "интонациями речи", о том, что поющий голос "подражает различным выражениям говорящего голоса, одушевлённого чувствами" (Руссо). Большое значение для развития теории интонации имели труды и высказывания передовых русских композиторов и критиков 19 в., особенно А. С. Даргомыжского, А. Н. Серова, М. П. Мусоргского и В. В. Стасова. Так, Серов выдвинул положения о музыке как "особого рода поэтическом языке" и одновременно с Н. Г. Чернышевским - о первичности вокальных интонаций по отношению к инструментальным; Мусоргский указал на значение речевых интонаций как источника и основы "мелодии, творимой говором человеческим"; Стасов, говоря о творчестве Мусоргского, впервые сказал о "правде интонаций". Своеобразное учение об интонации разработал в нач. 20 в. Б. Л. Яворский, называвший интонацией "наименьшую (по построению) одноголосную звуковую форму во времени" и определявший систему интонирования как "одну из форм общественного сознания". Идеи русских и зарубежных музыкантов об интонационной природе музыки, о её связи с интонациями речи, о роли бытующих интонаций эпохи, о значении процесса интонирования как реального бытия музыки в обществе и многие другие обобщены и развиты в многочисленных трудах Б. В. Асафьева, который создал глубокую и чрезвычайно плодотворную (хотя и не до конца чётко сформулированную и не лишённую отдельных пробелов и внутренних. противоречий) "интонационную теорию" музыкального творчества, исполнительства и восприятия и выработал принципы интонационного анализа музыки.

Аренский. Фантазия на темы Рябинина

II. В "теории ладового ритма" Б. Л. Яворского - сопоставление (смена) двух ладовых моментов, изложенных одноголосно.

III. Степень акустической точности воспроизведения высоты тонов и их соотношений (интервалов) при музыкальном исполнении. Верная, "чистая" интонация (в противоположность фальшивой, "грязной") - совпадение фактической высоты звучащего тона с необходимой, т. е. обусловленной его местом в музыкальной звуковой системе и ладе, которое зафиксировано его обозначением (графическим, словесным или каким-либо иным способом). Как показал советский акустик Н. А. Гарбузов, интонация может быть воспринята слухом в качестве верной и тогда, когда указанное совпадение не является абсолютно точным (как это и бывает обычно при исполнении музыки голосом или инструментами без фиксированной высоты каждого тона). Условие такого восприятия - расположение звучащего тона внутри некоторой определённой, ограниченной области высот, близких к необходимой. Эта область была названа Н. А. Гарбузовым зоной.

IV. В зонной теории звуковысотного слуха Н. А. Гарбузова - высотное различие между двумя интервалами, входящими в состав одной и той же зоны.

V. В производстве и настройке музыкальных инструментов с фиксированной высотой звуков  - ровность всех участков и точек звукоряда инструмента по громкости и тембру. Достигается посредством специальной операции, которая называется интонировкой инструмента.

Литература: 1) Асафьев Б. В., Музыкальная форма как процесс, кн. 1-2, М., 1930-47, Л., 1971; его же, Речевая интонация, М.-Л., 1965; его же, "Евгений Онегин" - лирические сцены П. И. Чайковского. Опыт интонационного анализа стиля и музыкальной драматургии, М.-Л., 1944; Шахназарова Н. Г., Интонационный "словарь" и проблема народности музыки, М., 1966; Сохoр A. H., Музыка как вид искусства, М., 1961, 1970; Назайкинский Е., Психология музыкального восприятия, М., 1972.

2) Яворский В. Л., Строение музыкальной речи, M., 1908.

3) и 4) Гарбузов H. A., Зонная природа звуковысотного слуха, М., 1948; Переверзев Н. К., Проблемы музыкального интонирования, М., 1966.

A. H. Coxop


Tags: музыкальная интонация, теория музыки
Subscribe

Posts from This Journal “теория музыки” Tag

  • Сонатная форма. Не всё так просто в музыке

    Как композитор пишет музыкальное произведение? Наверное, у всех этот процесс протекает по-разному, ведь и сами произведения, даже у одного и того же…

  • Гармония

    "Гармония" в переводе с греческого означает "связь", "стройность", "соразмерность". Гармония служит…

  • Таблица обозначений тональностей

    Таблица обозначений тональностей до-бемоль мажор Ces-dur C-flat major 7 ♭ ля-бемоль минор as-moll A-flat minor 7 ♭…

promo barucaba march 6, 2016 13:39 2
Buy for 10 tokens
Музыка - это искусство звуков и каждый звук в ней имеет своё обозначение. Нота (лат. nōta — «знак», «метка») в музыке — это графическое обозначение звука музыкального произведения, один из основных символов современной музыкальной нотации. Вариации в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments