barucaba (barucaba) wrote,
barucaba
barucaba

Categories:

Музыкальные издания. Журнал "Нувеллистъ"

Нувеллист — музыкальный нотный ежемесячный журнал для фортепиано, выходил в Санкт-Петербурге с 1840 по 1906 гг.

Обложка журнала за № 2, 1900 год


Первоначально являлся продолжением журнала «Нувеллист. Музыкальное обозрение» (1840—1841) и издавался К. Ф. Гольцем. В 1842—1871 гг. редактировался и издавался фирмой М. И. Бернарда. В 1872—1875 гг. редактировался и издавался А. Л. Гензельтом. В дальнейшем в издании и редактировании журнала участвовали H. M. и А. И. Бернарды и другие лица. В 1844—1874 гг. имел ежемесячное приложение — «Литературное прибавление»; в 1878—1900 гг. ежемесячно с сентября по апрель включительно выпускалось приложение «Музыкально-театральная газета». В качестве приложений в 1846—1874 печатались также «Petit album des jeunes pianistes», кроме того, «Альбом салонных пьес» (1885), «Русские песни, переложенные на фортепиано» (1892), «Альбом танцев» (1895) и др. Продолжением журнала «Нувеллист» стал нотный журнал «Музыка для всех» (1906—1916), также выпускавшийся в Санкт-Петербурге.

notes5 (700x476, 176Kb)

Сперва выходили только музыкальные пьесы и романсы, расчитанные на широкую публику, преимущественно салонного характера для домашнего музицирования. До 1846 печатались только музыкальные произведения, затем в журнале и приложениях к нему появляются статьи по истории и теории музыки, о музыкальных учреждениях, биографии известных русских и зарубежных музыкантов, музыкальная хроника, информация о зарубежной музыкальной жизни, музыкально-критические и педагогические статьи, а также портреты музыкантов, библиографические заметки. В 1816 г. был введён педагогический отдел. Кроме того, Нувеллист выдавал премии, в виде опер и коллекций фортепианных произведений.

phpThumb_generated_thumbnailjpg (517x699, 91Kb)
"Нувеллист" № VII, 1894 г.


В Нувеллисте были впервые помещены многие пьесы русских композиторов (например романсы М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского, «Времена года» П. И. Чайковского, «Ночь» и «Trot de-cavalerie» A. Г. Рубинштейна), печатались музыкальные сочинения А. А. Алябьева и А. Е. Варламова, а также произведения талантливых русских дилетантов (например романс «Скажите ей» княгини Е. В. Кочубей, «Прости меня, прости, прелестное созданье» П. С. Фёдорова, «Когда душа просилась ты» М. Л. Яковлева).
«Времена года» — известный фортепианный цикл П. И. Чайковского, состоящий из 12 характеристических картин, опус 37 bis.

Идея цикла и заглавия пьес принадлежала Н. М. Бернарду, издателю журнала «Нувеллист», с которым Петр Ильич сотрудничал с 1873 года. Примерно в ноябре 1875 года Бернард посылает Чайковскому заказ на фортепианный цикл. Письмо Бернарда не сохранилось, однако его содержание легко себе представить на основании ответа композитора от 24 ноября 1875 года: «Получил Ваше письмо. Очень благодарен Вам за любезную готовность платить мне столь высокий гонорарий. Постараюсь не ударить лицом в грязь и угодить Вам. Я пришлю Вам в скором времени 1-ю пьесу, а может быть и разом две или три. Если ничто не помешает, то дело пойдет скоро: я очень расположен теперь заняться фортепианными пьесками. Ваш Чайковский. Все Ваши заглавия я сохраняю». Следовательно, названия пьес, то есть сюжетов-картинок были предложены композитору издателем. В декабре того же года в журнале «Нувеллист» появляется объявление об издании в следующем году нового цикла пьес Чайковского. 13 декабря 1875 года композитор писал Н. М. Бернарду: «Сегодня утром, а может быть и вчера еще Вам высланы по почте две первые пьесы Я не без некоторого страха препроводил их к Вам: боюсь, что Вам покажется длинно и скверно. Прошу Вас откровенно высказать Ваше мнение, чтобы я мог иметь в виду Ваши замечания при сочинении следующих пиэс. <…> Если вторая пьеса покажется негодной, то напишите мне об этом <…> Если Вы пожелаете пересочинения „Масленицы“, то, пожалуйста, не церемоньтесь и будьте уверены, что к сроку, то есть к 15-му января, я Вам напишу другую. Вы платите мне такую страшную цену, что имеете полнейшее право требовать всяких изменений, дополнений, сокращений и пересочинений» Пьесы, очевидно, удовлетворили Н. М. Бернарда, так как были изданы точно в положенный срок и в полном соответствии с автографом.
При издании пьес в журнале «Нувеллист» пьесы получили поэтические эпиграфы. По-видимому, инициатором этого был Бернард. Неизвестно, знал ли Пётр Ильич заранее о включении эпиграфов, и обсуждался ли с ним выбор стихов, но так как все прижизненные издания включали их, композитор так или иначе это одобрил.
Все заглавия пьес были придуманы Бернардом, но к двум из них Чайковский внес свои дополнения: «Святки» получила подзаголовок Вальс, а «Жатва» — Скерцо. В поздних изданиях П. И. Юргенсона подзаголовки композитора были утрачены.
13 декабря 1875 года началась подготовка первых пьес к изданию (на тот момент были готовы 2 пьесы). Пьесы Чайковского открывали каждый номер, кроме сентябрьского, в котором журнал открывала «Сербская походная песня» в переложении для фортепиано композитора В. И. Главача, что было откликом на антитурецкое восстание в Герцеговине. В конце 1876 Бернард выпустил пьесы отдельным сборником с заглавием «Времена года». Здесь общее название цикла употреблялось впервые и было дано опять таки Бернардом. На обложке были изображены 12 картинок.

Выходили отдельные произведения западно-европейских композиторов — Л. Бетховена, К. М. Вебера, Ф. Листа, Ф. Шопена и других. В музыкально-критическом отделе печатали свои статьи А. Д. Улыбышев, Б. Дамке, Н. В. Кукольник, И. А. Манн, М. Я. Раппапорт, О. И. Сенковский (Барон Брамбеус) и другие. Литературная часть журнала в основном состояла из перепечаток музыкальных статей беллетристического содержания и хроники, почерпнутой из иностранных источников; впоследствии добавились и краткие текущие новости музыкальной жизни.


Tags: журналы, музыкальные издания
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo barucaba march 6, 2016 13:39 2
Buy for 10 tokens
Музыка - это искусство звуков и каждый звук в ней имеет своё обозначение. Нота (лат. nōta — «знак», «метка») в музыке — это графическое обозначение звука музыкального произведения, один из основных символов современной музыкальной нотации. Вариации в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments