barucaba (barucaba) wrote,
barucaba
barucaba

Categories:

Оратория. Часть II

Особое место в истории жанра занимают Оратории композиторов венской классической школы. Ведущая роль симфонии и симфонизма как творческого метода венских классиков определила своеобразие использования ими ораториальных жанров. Оратория В. А. Моцарта "Кающийся Давид" (переделанная из "Большой мессы" c-moll, 1785) интересна как пример динамизации и симфонизации ораториальной формы.

W.A.Mozart - Davide Penitente


Й. Гайдн наряду с Генделем явился создателем светской лирико-созерцательной Оратории. Народно-бытовая тематика, поэзия природы, мораль труда и добродетели, образы простых людей, их слияние с природой претворены в ораториях Гайдна "Сотворение мира" (1797), "Времена года" (1800); последняя написана после поездок Гайдна в Англию, где он ознакомился с ораториями Генделя.

Гайдн - "Сотворение мира"

Единственная оратория Л. Бетховена "Христос на Масличной горе" (1803) представляет собой образец концертной трактовки жанра.


Достигнув наивысшего расцвета в 17-18 вв., в 19 в., в эпоху романтизма, Оратория утрачивает монументальность и героическое содержание, становится лирической. Ф. Мендельсон-Бартольди в Ораториях "Павел" (1836) и "Илия" (1846) следует баховско-генделевским традициям, однако трактует древние легенды в лирическом плане, что создаёт несоответствие между монументальностью замысла и камерностью образов. В основе светской Оратории (secular oratorio) "Рай и Пери" (1843) Шумана по романтической поэме Т. Мура лежит не драматический конфликт, а контрастная смена настроений. Оратория "Легенда о святой Елизавете" (1862) и в особенности "Христос" (1866) Листа написаны в традициях романтической программно-симфонической музыки.

Лист - "Легенда о святой Елизавете"

Французские композиторы реже обращались к Оратории, всегда отдавая предпочтение опере. Жанр Оратории во Франции первым применил в 17 в. ученик Кариссими М. А. Шарпантье. Оратории писал также Ж. Б. Люлли ("Давид и Ионафан", "Блудный сын"). Видное место занимает оратория Г. Берлиоза "Детство Христа" (1854); его драматическая легенда "Осуждение Фауста" (1846) также родственна Оратории. Многие оперы французских композиторов приближаются к Оратории ("Самсон и Далила" Сен-Санса, 1868, была сочинена как библейская опера, но часто шла в концертном исполнении), и наоборот, их Ораториям присущи черты оперной театральности ("Руфь", 1845, "Ревекка", 1881, Франка; "Смерть и жизнь", 1884, Гуно; "Ева", 1875, и "Мария Магдалина" Массне, 1873, позднее переработана в оперу).

Исторические события 20 в. послужили толчком к возрождению жанра; эпоха народных движений требовала монументальных демократических форм, способных воплотить темы общечеловеческого значения. В поисках ответа на животрепещущие вопросы современности западно-европейские композиторы 20 в. часто обращаются к духовному и художественному наследию прошлого, используя тематику и сюжеты Библии, Евангелий, мифологии и эпоса, но трактуя их с новых позиций. Развитие Оратории в 20 в. характеризуется сближением её с оперой и кантатой. Современная Оратория наиболее традиционного плана - "Крики мира" Онеггера (1931), "Бесконечное" Хиндемита (1931). Сближение Оратории с кантатой наблюдается в "Пляске мертвецов" (1938) и "Рождественской кантате" Онеггера. В 20 в. складывается новый жанр оперы-оратории, которая может исполняться как в театре, так и в концертном зале. Таковы "Царь Давид" Онеггера (1921), "Царь Эдип" Стравинского (1927), "Христофор Колумб" Мийо (1930). Современная Оратория сближается также с античной драмой (К. Орф), "эпическим театром" Б. Брехта ("Назидательная пьеса" - Брехта с музыкой П. Хиндемита, 1927). Особое место занимает Оратория "Жанна Д'Арк на костре" (1938) Онеггера, сочетающая ораториальные формы с элементами народных действ - мистерий.

Артюр Онеггер - "Жанна Д'Арк на костре"
Arthur Honegger - Jeanne d'Arc au Bûcher
Фрагмент



Русские композиторы обращались к жанру Оратории редко. Известны Оратории "Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы" (1812) Дегтярёва, воплощающая патриотические чувства эпохи Отечеств. войны 1812, а также "Потерянный рай" (1856) и "Вавилонское столпотворение" (1869) А. Г. Рубинштейна. Своеобразие развития русской музыки в 19 в. определило ведущую роль оперы и кантаты в раскрытии больших тем героико-эпического плана. В то же время ораториальные черты проявляются во многих русских классических операх 19 в. (1-й акт "Руслана и Людмилы", пролог "Князя Игоря", 2-й и 4-й акты "Сказания о невидимом граде Китеже и деве Февронии").

"Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы" Увертюра

В советские время Оратория получает широкое развитие как монументальная концертная вокально-симфоническая композиция, способная к воплощению тем большого общественного значения. Один из первых опытов создания массовой советской Оратории - коллективная работа ряда композиторов группы "Проколл" (А. А. Давиденко, В. А. Белый, М. В. Коваль, Б. С. Шехтер и др.) "Путь Октября", посвященная 10-летию Октябрьской революции (тексты из произв. М. Горького, А. А. Блока, В. В. Маяковского, H. H. Асеева и др.). Несмотря на некоторые недостатки (монтаж неровных по качеству и разных по стилю частей), это произведение явилось первой заявкой на решение большой историко-революционной темы в ораториальном жанре. Дальнейшие пути и роль Оратории в советской музыке определились, однако, не сразу. Хотя в начале 30-х гг. Оратории почти не писались, ораториальные формы постепенно кристаллизовались в хоровых финалах симфоний (3-я, "Первомайская", симфония Шостаковича, симфония "Ленин" Шебалина, 3-я симфония Кабалевского). Наиболее значительные произведения ораториального плана появляются в 1938 - 1939. Это Оратория "Емельян Пугачёв" Коваля (1939), а также симфония-кантата "На поле Куликовом" Шапорина (1938) и кантата "Александр Невский" Прокофьева (1939), которые в связи с ясно выраженной сюжетной линией и контрастностью драматургии приближаются к Оратории. Произведения Ю. А. Шапорина и С. С. Прокофьева роднит большая патриотическая тема освободительной борьбы народа. В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 появляются патриотические Оратории "Народная священная война" Коваля (1941), "Сказание о битве за русскую землю" Шапорина (1943). Основным героем Ораторий военных лет выступает народ, поэтому в них заметно возрастает роль массовых хоровых эпизодов.

 В послевоенные годы Оратории посвящаются теме мирного строительства - "Песнь о лесах" Шостаковича (1949), "На страже мира" Прокофьева (1951). Разнообразием тематики и философской углублённостью отмечены Оратории 50-60-х гг. Новое осмысление получает военная тематика в Реквиеме Кабалевского (1963), в Оратории "Нагасаки" Шнитке (1958), "Доколе коршуну кружить" Шапорина (1963, на стихи А. А. Блока, К. Ф. Рылеева, К. М. Симонова, М. В. Исаковского). Жанровой новизной и мелодичностью языка отличается "Патетическая оратория" Свиридова (1960, на сл. В. В. Маяковского). Революционная тематика находит воплощение в Оратории-поэме "Двенадцать" Салманова (1957, на текст Блока), в Оратории "Сны революции" Рубина (1963, на сл. В. А. Луговского). Представляют интерес в смысле жанрового решения "Поэтория" Щедрина (1968, на сл. А. А. Вознесенского; назв. образовано от слов "поэт" и "оратория") и Оратория "По следам Руставели" Тактакишвили (1964), в основе которой лежит исключительно аккордово-хоральный склад.

Тактакишвили.
"По следам Руставели"

Достижением советских композиторов является насыщение Оратории симфоническим развитием, что способствует более действенному раскрытию драматического содержания ("Сказание о битве за русскую землю" Шапорина). Вместе с симфонизацией Оратории складываются некоторые новые принципы музыкальной драматургии, например столкновение различных интонационных сфер (Прокофьев, Шапорин). Для усиления драматической динамики музыкального повествования, для подчёркивания драматической ситуации или выявления различных планов музыкальной драматургии в сов. О. часто вводится партия солиста-чтеца. В современной Оратории активизируется процесс синтеза жанров, Оратория сближается с кантатой ("Песнь о лесах" Шостаковича), оперой, симфонией, чёткие грани между ними стираются.

Шостакович "Песнь о Лесах"

Tags: оратория
Subscribe

Posts from This Journal “оратория” Tag

promo barucaba март 6, 2016 13:39 2
Buy for 10 tokens
Музыка - это искусство звуков и каждый звук в ней имеет своё обозначение. Нота (лат. nōta — «знак», «метка») в музыке — это графическое обозначение звука музыкального произведения, один из основных символов современной музыкальной нотации. Вариации в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments