barucaba (barucaba) wrote,
barucaba
barucaba

Categories:

Тёмные века (Древняя Греция)

История Греции после дорийского вторжения начинается практически заново. Снова происходит разложение первобытнообщинных отношений, формирование государственности, возрождение материальной культуры. Этот период длился примерно с XI по IX века до нашей эры и называется Темными веками, а также гомеровским периодом, поскольку известен прежде всего по поэмам «Илиада» и «Одиссея», приписываемым авторству Гомера. Темные века — эпоха натурального хозяйства, поскольку из всех достижений микенцев дорийцы позаимствовали только гончарный круг, технику обработки металла и приемы кораблестроения, культуру выращивания винограда и оливковых деревьев. Впрочем, дорийцы принесли с собой искусство выплавки и обработки железа, практику использования его не только в качестве украшений, но для изготовления орудий и в военном деле.

В конце гомеровского периода произошло становление дополисной общественной организации.

Также известно, что до IX века Грецию населяли племена: эолийцы — Северную Грецию, дорийцы — Среднюю Грецию и восточный Пелопоннес, ионийцы — Аттику, ахейцы, которым удалось сохранить самостоятельность, были вытеснены дорийцами в Аркадию и Ахею. В конце концов важнейшее событие этого периода — начало древнегреческой колонизации островов Эгейского моря и побережья Малой Азии: северные районы заселялись эолийцами, центральные районы (известные как область Иония) - ионийцами, южные — дорийцами.

Тёмные века, Гомеровская эпоха, Предполисный период — период в истории Древней Греции, охватывающий XI—IX века до н. э., который начался после заката микенской цивилизации и предполагаемого дорийского вторжения и закончился с началом расцвета греческих полисов, называемым архаическим периодом.

Об этом периоде известно очень мало, он характеризуется упадком культуры и утратой письменности. Происходит окончательное разрушение остатков микенской цивилизации, возрождение и господство родоплеменных отношений. Вместе с тем Тёмные века характеризуются определённым техническим прогрессом, в особенности, освоением выплавки и обработки железа, а развитие социальных отношений привело к их трансформации в раннеклассовые и формированию уникальных предполисных общественных структур, заложивших фундамент для будущего прогресса.

В последний период «тёмных веков», около 900—700 гг. до н. э., в греческом искусстве распространяется геометрический стиль.

Геометрический стиль (также известен как геометрика) был характерен для греческой вазописи в конце «тёмных веков» около 900—700 гг. до н. э. и вытеснил протогеометрический стиль. Центром распространения данного стиля были Афины. Постепенно он распространился в торговых городах на островах Эгейского моря.

Гидрия в стиле геометрики. 750—700 гг. до н. э. Лувр

Помимо вазописи, стиль был характерен для мелкой пластики, глиптики и декоративно-прикладного искусства. Геометрический орнамент, появившийся в IX в. до н. э., представлял собою сочетание геометрических элементов, на вазах он располагался полосами и складывался из меандров, крестов и окружностей. В этом стиле отразилась суть древнегреческого искусства и религиозности. Помимо орнаментальных фризов получили распространение фигурные изображения, ставшие прообразами фризов с изображением животных и людей в период архаики. Орнамент составлял 80 процентов росписи геометрического стиля.
В столетие Гомера после 750 г. до н. э. строго геометрическое направление сменяется фризами с изображениями сказочных хищных животных. На вазах стали изображать сюжеты мифов.

Протогеометрический период

Хотя протогеометрический стиль (1050—900 гг. до н. э.) представляет собой некоторое культурное возрождение по сравнению с предыдущей субмикенской керамикой, традиции микенской керамики были утрачены. Форма сосудов стала строгой и простой (в отличие от извилистых форм, характерных для микенской керамики). Протогеометрические сосуды разделены на несколько горизонтальных декоративных полос, в которых помещены простые геометрические элементы, обычно концентрические круги или полукруги.

Протогеометрическая амфора, около 975—950 гг. до н. э. Изготовлена в Афинах. Коллекция Британского музея

Ранний геометрический период

В Ранний геометрический период (900—850 гг. до н. э.) увеличилась высота сосудов, тогда как орнамент располагался лишь вокруг горлышка вплоть до середины корпуса сосуда. Оставшаяся поверхность покрывалась тонким слоем глины, которая при обжиге приобретала тёмно-металлический блестящий оттенок. В этот же период к декоративным элементам керамики добавился меандр, ставший одним из наиболее характерных элементов геометрического искусства.

Средний геометрический период

 В Средний геометрический период (850—760 гг. до н. э.) увеличивается количество декоративных зон на сосуде, среди украшений преобладает меандр.

Меандр (греч. μαίανδρος) — известный ещё со времён палеолита и распространённый тип ортогонального орнамента. Бордюр, составленный из прямых углов, складывающихся в непрерывную линию. Получил название от извилистой реки Меандр (ныне Большой Мендерес) в Малой Азии (Эфес). Как указывает Сенека, река Меандр «предмет упражнений и игры для всех поэтов, вьётся частыми излучинами, близко подступает к собственному руслу и опять поворачивает, не успевши влиться в себя самоё» (Сенека. Письма к Луцилию CIV:15). В меандровой ленте орнамента древние видели глубокий магический смысл, она отражала течение человеческой Жизни. Прямизна, прямой путь символизировали добродетель. Меандр может состоять только из прямых углов, которые придают линии дополнительную жёсткость и соответствуют возрастанию в добродетели. В качестве орнамента меандр часто употреблялся в этрусской и древнегреческой, а затем древнеримской, византийской, романской архитектуре на вазах, мелких предметах быта. Включение в меандр свастики обозначает присутствие в естественных жизненных процессах дополнительного фактора сверхъестественной благодати, которая в итоге становится доминирующим, организующим узлом каждого отрезка пути. Такой меандр до сих пор называется в Индии nandavartaya (нандавартайя), т.е. «свивание» или «круг счастья». Встречается на Мизинской палеолитической стоянке.

Меандром украшался подол одежды, в архитектуре он использовался в рельефах и фризах. Меандр можно найти, например, на фресках Виллы Мистерий в Помпеях, представленный разновидностью этого орнамента — так называемым «двойным меандром». В Древней Греции меандр символизировал вечность, достигаемую воспроизводством: стареющее существо, сменяемое молодым, становится тем самым бессмертным; старая сущность сжимается, а новая разворачивается.

Элевсинская амфора 8 в. до н. э. с геометрическими мотивами

Поздний геометрический период

Хотя технологии Среднегеометрического периода продолжали использоваться в начале VIII века до н. э., некоторые производители увеличили количество декоративных элементов на сосудах, стали устойчивыми формы животных в области горлышка и основания амфор. Появляются стилизованные человеческие изображения.

Пиксида из музея Афинской агоры

Одним из характерных примеров позднегеометрического стиля является старейший подписанный древнегреческий сосуд — работа гончара Аристонота или Аристонофа (VII век до н. э.). Амфора обнаружена в итальянском городе Черветери, на ней изображено ослепление Полифема Одиссеем и его спутниками. Начиная с середины VIII века до н. э. более тесные контакты между Грецией и Востоком обогатили греческую вазопись новыми элементами — такими, как львы, пантеры, вымышленные существа, розетки, пальмы, цветы лотоса и др., что позднее развилось в ориентализирующий стиль.

Геометрические мотивы в искусстве

 Для сосудов в геометрическом стиле характерны горизонтальные полосы, идущие кольцами вокруг сосуда. Между этими полосами помещаются различные декоративные мотивы, такие, как зигзаг, треугольник, меандр и свастика. Наряду с абстрактными элементами появляются стилизованные изображения людей и животных, что отличает геометрическое искусство от протогеометрического. Многие сохранившиеся предметы геометрического периода — это погребальные дары в могилах аристократов.

Человеческие изображения

Первые человеческие изображения появляются около 770 г. до н. э. на ручках амфор, где мужская фигура изображена с треугольным торсом, овальной головой с выступом вместо носа и длинными цилиндрическими бёдрами и голенями. Женские фигуры также абстрактны: их длинные волосы изображались как ряд линий, а грудь — как мазки на уровне подмышек.

Амфора из Дипилона

Тёмные_века (Древняя_Греция)


Tags: Древняя Греция, вазопись, древнегреческое искусство, история Древнего мира
Subscribe

promo barucaba march 6, 2016 13:39 2
Buy for 10 tokens
Музыка - это искусство звуков и каждый звук в ней имеет своё обозначение. Нота (лат. nōta — «знак», «метка») в музыке — это графическое обозначение звука музыкального произведения, один из основных символов современной музыкальной нотации. Вариации в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments