barucaba (barucaba) wrote,
barucaba
barucaba

Categories:

"Песни Оверни" ("Chants d'Auvergne"). Мари Жозеф Кантелуб де Маларе

Кантелуб де Маларе (Canteloube de Malaret) Мари Жозеф (21 октября 1879, Анноне, близ г. Турнон - 5 ноября 1957, Париж) - французский композитор, собиратель и исследователь музыкального фольклора. Обучался игре на фортепиано у А. Дётцер (ученицы Ф. Шопена). С 1901 занимался композицией в "Схола канторум" (певческая школа) у В. д'Энди. Одновременно начал собирать и систематизировать французские народные песни. Знаток французского музыкального фольклора, Кантелуб опубликовал огромное количество обработанных и гармонизованных им народных песен: "Песни Оверни" ("Chants d'Auvergne", 5 серий, 1923-55), "Песни Франции" ("Chants de France", 2 серии, 1939-40), "Песни Ангумуа, Лангедока, Туренн, страны басков" ("Chants de l'Angoumois, du Languedoc, de la Touraine, des pays basques", 1947). Составитель "Антологии французских народных песен" ("Anthologie des chants populaires franзais", 4 т., 1939-44, нов. изд. 1951). Увлечение фольклором оказало влияние и на творчество Кантелуба. Его произведения отличаются ярко выраженным национальным колоритом, мелодической выразительностью, свободой вокально-хорового письма.

Овернь

Сочинения: оперы - Хутор (Le Mas, 1913, пост. 1929, Париж, Гранд-Опера), Верцингеторикс (1933, там же); для оркестра - симфония, поэма К далёкой принцессе (Vers la princesse lointaine, 1911), Лавр (Lauriers, 1929); для фортепиано с оркестром - Французские пьесы (1934); для скрипки с оркестром - Поэма (1937); Деревенское трио (Rustiques, 1946) для духовых инструментов; 400 хоров; вокальная лирика (в том числе 30 мелодий для пения с фортепиано) и другие.

Французская песня известна нам с двенадцатого века. Но долгое время она не была характерно народной, а сливалась с общей поэзией. Только с шестнадцатого века начинается их разделение. Городская поэзия, аристократизируясь, отошла от своей сестры, и последнюю - стала хранить память народа, легкомысленная, изменчивая и капризная. Большинство дошедших до нас французских народных песен создавалось в семнадцатом веке, но все они подвергались позднейшей обработке, подновлявшей строение фраз и заменявшей вышедшие из употребления слова современными. Все они могут быть разделены на два основных типа: балладный, когда рассказывается какое-нибудь событие, особенно поразившее народное воображение, и лирический, с обязательным припевом, пение которого заменяло музыку или сопутствовало ей на деревенских балах. В этих песнях бежит и смеется веселая, как вино, и горячая, как солнце, галльская кровь. Зубоскальство над мужчиной и галантность по отношению к женщине — их главные темы. Однако, и кельтская задумчивость наложила на них свой отпечаток. Тексты песен передают и отражают все земное - рассказы о пастухах и пастушках, о рыцарских приключениях, любовные и бытовые истории, сказания и заповеди духовных пастырей.

Овернь - в прошлом горная провинция королевства Франция, обязана своим названием могущественному галльскому племени арвернов, под влиянием которого находились земли Лангедока и Аквитании. Это регион с богатыми культурными традициями и собственными региональными языками - окситанским (диалекты - овернский, лангедокский, виваро-альпийский) и бурбонский диалект языка ойль. Именно здесь в Оверни и родился композитор Жозеф Кантелуб (1879-1957) - выходец "Схола канторум", ученик Венсана д’Энди и большой знаток музыкального фольклора. Он в течении многих лет самозабвенно собирал песни различных областей Франции - Ангумуа, Лангедока, Керси, Туренн, страны Басков, но особенно своего родного региона - области Овернь. В общей сложности Кантелубом создано 5 серий "Песен Оверни" (первые две изданы в 1923-24 году, третья и четвёртая - в 1927 и 1930, последняя - в 1955), которые талантливо обработаны композитором в лучших традициях французской звукописи для голоса в сопровождении оркестра.

Панорамный вид с вершины потухшего вулкана Пюи-де-Дом (Овернь)

Самая, пожалуй, популярная песня

"Bailero"

Netania Davrath

"La delaïssádo"

Frederica von Stade, Mezzo-Soprano

"Песни Оверни" ("Chants d'Auvergne")

SERIE I
I. La pastoura als camps 00:00
II. Baïlèro 02:48
III. L'aio de rotso 08:02
IV. Ound'onoren gorda? 11:07
V. Obal, din lou limouzi 13:41

SERIE II

I. Pastourelle 00:00
II. L'Antouèno 03:19
III. La pastrouletta e lou chibalie 06:34
IV. La delaïssádo 08:18
V. N'ai pas ieu de mio 12:25
VI. Lo calhe 16:02

SERIE III

I. Lo fiolairé 00:00
II. Passo pel prat  02:44
III. Lou boussu 06:06
IV. Brezairola 08:31
V. Malurous qu'o uno fenno 11:44


SERIE IV

I. Jou l'Pount d'o Mirabel 00:00
II. Oï ayaï 03:59
III. Pour l'enfant 07:01
IV. Chut, chut 09:57
V. Pastorale 12:05
VI. Lou coucut 16:35

SERIE V

I. Obal, din lo coumbèlo 00:00
II. Quan z'eyro petitoune 05:18
III. Là-haut, sur le rocher 08:16
IV. Hé! beyla-z-y dau fé! 12:03
V. Postouro, se tu m'aymo 13:53
VI. Tè, l'co tè 15:21
VII. Uno jionto postouro 16:03
VIII. Lou diziou bé 18:43

Tags: Кантелуб, вокальные произведения, французские композиторы
Subscribe

Posts from This Journal “французские композиторы” Tag

promo barucaba март 6, 2016 13:39 2
Buy for 10 tokens
Музыка - это искусство звуков и каждый звук в ней имеет своё обозначение. Нота (лат. nōta — «знак», «метка») в музыке — это графическое обозначение звука музыкального произведения, один из основных символов современной музыкальной нотации. Вариации в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments