barucaba (barucaba) wrote,
barucaba
barucaba

Categories:

Ганс Сакс - нюрнбергский мейстерзингер

Ганс Сакс  (нем. Hans Sachs; 5 ноября 1494, Нюрнберг — 19 января 1576, Нюрнберг) —  поэт немецкого Возрождения, мейстерзингер и драматург.

Sachs (394x588, 150Kb)

Родился в 1494 году в семье портного. Посещал латинскую школу, затем в 1509—1511 годах учился сапожному делу, затем пять лет был странствующим подмастерьем. В это время он оказался в Иннсбруке при дворе императора Максимилиана I, по всей видимости, именно там решил изучить искусство мейстерзанга. Начал обучение в Мюнхене у Леонарда Нонненбека, а с 1520 года поселился в Нюрнберге, где стал мастером сапожного дела и одновременно активным участником и одно время председателем товарищества мейстерзингеров.

Мейстерзанг (нем. Meistersang, Meistergesang), в Германии XIV—XVI веков — музыкально-поэтическое творчество мейстерзингеров (от нем. Meistersänger — «искусный певец»), членов профессиональных цеховых объединений поэтов-певцов, из среды среднего и мелкого бюргерства. Называли себя мейстерзингерами в отличие от миннезингеров — «старых мастеров» (alte Meister), носителей куртуазной лирики, творчество которых считали образцом для подражания.

В 1519 году женился на 17-летней Кунигунде Кройцер, умершей в 1560 году. В 1561 году женился вторично, на молодой вдове Барбаре Харшер. От первого брака имел семь детей, ни один из которых его не пережил.

 С самого начала поддержал Реформацию в варианте Мартина Лютера. Первоначально получил известность как поэт именно стихами, объяснявшими идеи реформации. Написал более 6000 стихотворений и стал одним из известнейших поэтов XVI века.

Hans_Sachs (450x504, 119Kb)

Ганс Сакс был известен современникам прежде всего как мейстерзингер. Уже при жизни он был одним из самых читаемых авторов, его произведения ставились на сцене. В 1558 он сам начал издание своих сочинений и затем постоянно пополнял его новыми шванками, фастнахтшпилями, драмами, стихами и прозаическими диалогами. Шванк (нем. Schwank, от средневерхненемецкого swanc — весёлая идея) — жанр немецкой городской средневековой литературы,  небольшой юмористический рассказ в стихах, а позднее в прозе, часто сатирического и назидательного характера. Фастнахтшпиль (нем. Fastnachtspiel) — «масленичные действа», небольшие стихотворные комедии, распространённые в Германии в XV—XVI веков. Фастнахтшпили возникли из обычая, согласно которому молодёжь на масленицу ряженая ходила по городу, импровизируя небольшие сценки, пересыпанные грубыми шутками, в которых в комическом виде воспроизводились различные происшествия из обыденной жизни. Со временем подобные представления приняли более организованный характер. Расширился круг тем: наряду с буффонадным изображением случаев из брачной жизни, насмешками над простоватостью мужиков и прочее, Фастнахтшпили начинают затрагивать вопросы политики и религии. Вместе с тем фастнахтшпиль обращается к литературным источникам, драматурги заимствуют сюжеты из городских новелл и анекдотов (шванков). Большая часть их возникла в г. Нюрнберге, где фастнахтшпили приобрели широкую популярность в бюргерской среде. Ганс Сакс — крупнейший мастер фастнахтшпиля. Им написано 85 пьес.

Кроме того, Ганс Сакс был известен как сторонник и распространитель Реформации. С 1523 по 1526 год выпускал диалоги-листовки на тему Реформации. За это ему было запрещено заниматься литературной деятельностью, и Сакс вынужден был зарабатывать на жизнь профессией сапожника. В 1529 году Нюрнберг объявил себя протестантским городом, и запрет был снят.

Гансу Саксу принадлежат более 6000 произведений, что особенно удивительно, учитывая, что он зарабатывал на жизнь не литературным творчеством, а сапожным ремеслом. Произведения совершенно различны. Так, например, среди песен встречаются как духовные, так и светские. Один и тот же материал часто встречается в разных вариантах.

 Шванки и фастнахтшпили Сакса написаны в нюрнбергской традиции. Кроме того, ему принадлежат комедии и трагедии, сюжеты которых восходят к античности, средневековью или библейской традиции. Часто они носят дидактический и/или сатирический характер. Наиболее известны фарсы «Школяр в раю», «Корзина разносчика».
Гансу Саксу приписывают авторство тринадцати сохранившихся мелодий-моделей, или «образцовых тонов» (нем. Meistertöne), на которые распевали (по принципу контрафактуры) не только стихи самого Сакса, но и стихи многих других мейстерзингеров.

640px-NГјrnberg_Hans-Sachs-Denkmal (412x700, 72Kb)
Памятник Саксу в Нюрнберге
После нескольких столетий забвения литературное наследие Сакса переоткрыли в 1770-е годы Виланд и Гёте, написавший к 200-летию смерти поэта длинное стихотворение «Поэтическое призвание Ганса Сакса» (1776).
Колоритный образ нюрнбергского поэта-сапожника воссоздали в своих операх В. Йировец, А. Лорцинг («Ганс Сакс», 1834).

Мир мейстерзингеров красочно и достаточно достоверно изображён в опере Рихарда Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры», при создании которой композитор использовал книгу Йохана Кристофа Вагензайля «О сладостном искусстве мейстерзингеров» (Von der Meistersingern holdseligen Kunst, 1697).
(Информация из Википедии)

Вагнер - опера «Нюрнбергские мейстерзингеры», 1868

Tags: Вагнер, Ганс Сакс, мейстерзингеры, опера
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo barucaba march 6, 2016 13:39 2
Buy for 10 tokens
Музыка - это искусство звуков и каждый звук в ней имеет своё обозначение. Нота (лат. nōta — «знак», «метка») в музыке — это графическое обозначение звука музыкального произведения, один из основных символов современной музыкальной нотации. Вариации в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments