barucaba (barucaba) wrote,
barucaba
barucaba

Category:

«Музыка – единый крик о тебе» - Роберт Шуман. Соната фа-диез минор

Не скажу, что Шуман один из самых любимых моих композиторов, но эта соната - просто откровение в музыке, не может оставить равнодушной... Музыка что ни на есть человеческая, в смысле очень человечная, в самом лучшем смысле. Её меняющиеся ритм, темп, мелодия - это искренние движения души. В ней звучат то настойчивость, граничащая с отчаянием, то смиренная мольба.

О своей Первой сонате фа-диез минор, соч. 11 (1834-1835) Шуман писал Густаву Адольфу Кеферштейну: "Присмотритесь к ней с любовью, и она вам ответит. На ней много следов пролитой когда-то крови". Соната написана в период острых душевных переживаний, связанных с любовью композитора к Кларе Вик и посвящена ей "Флорестаном и Эвсебием" (вымышленные персонажи, alter ego Шумана, члены основанного им "Давидсбунда" - братства людей искусства, в которое входили также великие деятели искусства прошлого и настоящего).

«Музыка – единый крик о тебе», – пишет Шуман Кларе Вик о сонате фа диез минор. Соната зародилась в трагические месяцы, когда Шуман, просивший разрешения жениться на Кларе, получил от Вика резкий отказ. О связанных с этим отказом переживаниях говорит и звучащая признанием вариационная часть сонаты, написанная на тему клариного Андантино. Так что не приходится долго искать причины чувства отреченности, излучаемого первой и заключительной частями этой сонаты.


Пафос сонаты определен её интродукцией, в которой музыка как бы разрывается между болью, криком (декламационная мелодия) и волей (воплощенной в мерных фигурациях аккомпанемента). Форма первой части складывается из взаимодействия сонатных и рондообразных принципов (причём повторяются несколько тем): подобная полирефренность характерна для фортепианных циклов Шумана. Главная тема, определяющая звуковой, ритмический и фактурный облик первой части, заимствована из пьесы Клары Вик в ритме испанского танца фанданго ("Балет привидений. Фантастическая сцена", соч. 5). От первоначальной танцевальности не остаётся и следа: стремительно вырастающая из фортепианных фигураций и в них же возвращающаяся, тема воплощает растущую душевную тревогу. Лишь ласковая, нарочито-колыбельная побочная тема является кратким островком спокойствия смятенной души.

Роберт Шуман

Соната No. 1 фа диез минор, соч. 11

 1. Un poco adagio. Allegro vivace
 2. Aria
 3. Scherzo ed intermezzo
 4. Finale. Allegro un poco maestoso


Вторая часть, Ария, - инструментальный вариант юношеской песни Шумана "К Анне" (1828). Вокальное происхождение мелодии очевидно: теме "сопрано" отвечает "теноровая", а затем они сливаются в дуэте. Небольшая медленная часть - царство гармонии и любви.


Третья часть - большое скерцо, напоминающее о сонатах Бетховена, однако типично шумановское по колориту: основная тема - мелодическая линия, прочерченная из кратких мотивов с характерным для композитора "скачущим" пунктирным ритмом. Кантиленная тема трио, с одной стороны, контрастирует основному разделу скерцо; с другой - напоминает о ритме главной темы сонаты.

"В широко и свободно построенном финале воображение композитора как будто захлёбывается от переполняющих его всё новых и новых образов, - пишет Даниэль Житомирский. Сопоставление локальных "фортепианных циклов" и их вариационное разрастание образует форму финала, своеобразно сочетающую принципы рондо, сонатности и вариационности.




Tags: #Шуман, #фортепианная музыка, немецкие композиторы, соната для фортепиано
Subscribe

promo barucaba март 6, 2016 13:39 2
Buy for 10 tokens
Музыка - это искусство звуков и каждый звук в ней имеет своё обозначение. Нота (лат. nōta — «знак», «метка») в музыке — это графическое обозначение звука музыкального произведения, один из основных символов современной музыкальной нотации. Вариации в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments