barucaba (barucaba) wrote,
barucaba
barucaba

Category:

Антонин Дворжак. Серенада для струнных

В начале нового 1875 года тридцатичетырехлетний чешский композитор Антонин Дворжак получил известие из Вены – столицы Австро-Венгерской империи – о том, что ему присуждена государственная стипендия. Один из членов жюри, влиятельный критик Эдуард Ганслик вспоминал: «…Однажды пражский соискатель Антонин Дворжак прислал нам свидетельства интенсивного, хотя еще и неперебродившего композиторского таланта». К тому времени Дворжак был автором нескольких опер и симфоний, камерных ансамблей, фортепианных пьес, песен и хоров. Но именно 1875 год можно считать началом всеевропейской известности композитора. Последовавшее вскоре знакомство с Йоганнесом Брамсом и его кругом – знакомство, переросшее в многолетнюю дружбу – надолго стало сильнейшим творческим импульсом для Дворжака. Созданную в 1875 году Пятую симфонию композитор посвятил дирижеру Гансу фон Бюлову, его искреннему поклоннику («Посвящение от Вас, наряду с Брамсом, Богом благословенного композитора нашего времени, является более высокой наградой, чем Большой крест, полученный от любого князя», – отвечал Бюлов).
По рекомендации Брамса («… то лучшее, что должен иметь музыкант, у Дворжака есть») Фриц Зимрок приступает к изданию сочинений чешского мастера. Этот год вообще был чрезвычайно «урожайным» для Дворжака: вслед за первой тетрадью «Моравских дуэтов» появляются Фортепианное трио, соч. 21, Фортепианный квартет, соч. 23, упоминавшаяся Пятая симфония, соч. 24…
Свою Серенаду Дворжак создал в 1875 году — в счастливую пору первых творческих побед и семейной гармонии, что ощущается в атмосфере его музыки.
Серенада для струнных, соч. 22 – звено в цепи названных произведений. Созданная, словно на одном дыхании – первые эскизы помечены 3 мая 1875 года, а 14 мая уже была закончена партитура, – Серенада привлекает живостью и непосредственностью авторского высказывания и вместе с тем отточенным мастерством. Жанр, унаследованный от Гайдна и Моцарта, сохраняет классическую ясность, обретая под пером Дворжака романтическую взволнованность: введенный композитором вальс (вторая часть) спустя пять лет зазвучит и в Струнной серенаде Чайковского. Интимность, доверительность, свойственные камерной музыке, сочетаются в Серенаде с развернутой симфонической формой – в сущности, перед нами симфониетта для струнных. Финал Серенады напомнит темы и первой ее части, и проникновенного Larghetto, сообщая всему произведению цельность и завершенность формы. Премьера Серенады прошла в Праге 10 декабря 1876 года.

Иосиф Райскин
Вальс из Серенады для струнных



Серенада для струнных ми мажор



1. Moderato
2. Tempo di valse
3. Scherzo vivace
4. Larghetto
5. Finale: Allegro vivace
Tags: Дворжак, серенада для струнных, чешские композиторы
Subscribe

Posts from This Journal “Дворжак” Tag

  • "Богатырская песнь" Антонина Дворжака

    В середине ноября 1898 года в зале Конвикта состоялся концерт из произведений двух композиторов. То был торжественный музыкальный вечер в честь…

  • Дворжак в Карловых Варах

    На доме, в котором проживал в свой первый приезд в Карловы Вары Антонин Дворжак, установлена мемориальная доска (1951). Вот это здание На…

  • Сады Дворжака

    Сады Дворжака расположены в курортной зоне в центре Карловых Вар. Они были разбиты на месте сада Винтера. План будущего парка разработал Ян Хаман в…

promo barucaba march 6, 2016 13:39 2
Buy for 10 tokens
Музыка - это искусство звуков и каждый звук в ней имеет своё обозначение. Нота (лат. nōta — «знак», «метка») в музыке — это графическое обозначение звука музыкального произведения, один из основных символов современной музыкальной нотации. Вариации в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments