barucaba (barucaba) wrote,
barucaba
barucaba

Category:

Музыкальный авангард: Виктор Суслин

Решив написать пост об этом течении современного искусства, я не стала пока трогать таких глыб музыкального авангарда как П. Булез, Л. Ноно, К. Штокхаузен, Л. Берио, Дж. Кейдж, С. Буссотти, П. Шеффер, Я. Ксенакис. Выбор пал на нашего соотечественника - Виктора Суслина. Авангардизм в музыке довольно активно пропагандируется, издаются многочисленные сборники статей, книги, брошюры в целях искусственно поддержать интерес к творчеству композиторов-авангардистов, потому как большинство слушателей отвергает этот род музыки. На мой взгляд, в большинстве случаев хвалебные отзывы безосновательны, музыкальные и философские теории авангарда чрезмерно раздуты. В данном случае, думаю, будет уместен индивидуально-интуитивный подход: если музыка заинтересовала, увлекла и её хочется слушать дальше - значит она того стоит )

15e0e78f54b5d1be2a62d0eb3b8b0148 (498x494, 121Kb)

Виктор Евсеевич Суслин (13 июня 1942 года, Миасс, СССР — 10 июля 2012 года, Гамбург, Германия) — русский композитор, с 1981 года жил в Германии. Окончил Московский музыкально-педагогический институт имени Гнесиных в 1966 году по классу композиции Николая Пейко и по классу фортепиано Анатолия Ведерникова. С 1966 по 1980 годы работал редактором в издательстве «Музыка».


Суслин — автор сочинений в симфонических и камерных жанрах. Он был одним из первых советских композиторов начавших работать с консонирующими трезвучными структурами, с алеаторной стохастикой, с интуитивной импровизационностью.Система Суслина

Сам Виктор Евсеевич признавал ограниченность и замкнутость «классической» додекафонии и вообще серийного мышления, а потому у него уже не 12, но 24 позиции (трезвучий) + 12 транспозиций + все обращения и совмещения. Веберновские установки у Суслина сказались лишь в афористичности и кристаллизации звукового материала: метод же его развёртывания (развития) у композитора принципиально иной, также как и само мышление. В его основе - не тотальное подчинение себя «ряду», но выход за его пределы в алеаторику, импровизацию, в каденционные разделы, в которых инструменту есть где «развернуться». Такое сочетание даёт возможность к бесконечному «маневрированию, что не сковывает фантазию, но наоборот – подстёгивает. В этом отношении Виктор радикальным способом отличается от бесконечных эпигонов Веберна.

Сама Система Суслина определила своим неограниченным потенциалом и способ воплощения и реализации, то, что мы называем стилистическими чертами. Система подталкивала его к поиску всё новых и новых инструментальных открытий – тембр, высота, ритм, интонация, звукоизвлечение – всё это в значительной мере переосмыслено, благодаря Системе и обогащено множеством звукотворческих исполнительских «изобретений». Виктор мыслил в основном инструментально и именно в инструменте он нашёл «материальную» базу для своего суслинского слышания того другого мира и звукопорядка. Метро-ритмика у Суслина – предмет для специального исследования: органичные плавные переходы от пульсирующего ритма к «алеаторическому», от точного времени к свободно-произвольному, от рязряженно-прозрачного к плотно-составному и т.п. Постоянное обновление (развитие) одной или нескольких ритмоструктур, рождают порой ощущение внеземного вневременного пространства с его «переливающемся» ритмом. Несомненно, здесь сказался многолетний исполнительский опыт в импровизационном ансамбле «Астрея» совместно с Софией Губайдулиной и сыном Александром. Композитор не избегает и традиционного интонирования, которое у него всё-таки ближе к линеарному, но и здесь сам принцип реализации звуковысоты не замыкается в своей однозначности, но ищет себя в постоянном обновлении интонационной графики и приёмов интонирования.

Сочинения. Прослушав несколько произведений, я выбрала два. Их описания взяты из статьи композитора Владимира Успенского:

Viktor SUSLIN, Sonate für Violoncello und Schlagzeug (1983)


Соната для виолончели и ударных: 1983 год

 Это музыка тишины, музыка негромких слов, музыка иного мира – мира надземного, полного новооткрытий и неземных ощущений, когда мы как бы заново открываем самих себя. Обычные инструменты приоткрывают целый арсенал новых возможностей – тембровых, ритмических, динамических, звуковысотных и интонационных.. Поэтическая фантазия автора формирует музыкальное пространство, уходящее за пределы видимого и осязаемого. Остинатный ритмический лейтмотив задаёт «мерцающий» пульс и вызывает к жизни целую вереницу музыкальных событий, из которых вырастает патетический монолог виолончели в контрапукте с остинатным ритмом ударных. Но вот всё истаивает и вновь звучит райская музыка вечности и покоя, музыка тихой радости и умиротворения. Изысканная тембровая инструментовка, излюбленная серийная интервалика хроматического наполнения, прозрачная хрустальная тишина – всё это дар чистой по-детски души композитора…

V. Suslin: Wiegenlied für Venedig - Колыбельная для Венеции


Пьеса для фортепиано «Колыбельная Венеции»: 1996 год

 Название пьесы не говорит за её «программность» : внешняя иллюстративная канва здесь, однако, отсутствует начисто, уступая место скульптурной фортепианной графике с преобладанием волевых и устремлённых ритмо-интонаций, «обнажённого» звукового светопреломления, когда логика возникновения и следования музыкальной мысли угадывается, и по этой «тропинке» следовать легко и приятно. Необыкновенная красота пропорций, архитектурность и ажурность построений, стилистическое единство всех компонентов завораживают и покоряют. Пьеса расшифровывается с помощью «10 симметрично построенных 12-ти тоновых рядов». Серия, сегменты которой «расчленены небольшими каденциями, представляющие собой, в сущности, кластер, структурно различно окрашенный». Пьеса интересна в пианистическом плане, предлагая исполнителям хорошую возможность для звукотворчества…
Источник

Tags: Суслин, композиторы, современная музыка
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo barucaba march 6, 2016 13:39 2
Buy for 10 tokens
Музыка - это искусство звуков и каждый звук в ней имеет своё обозначение. Нота (лат. nōta — «знак», «метка») в музыке — это графическое обозначение звука музыкального произведения, один из основных символов современной музыкальной нотации. Вариации в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments