barucaba (barucaba) wrote,
barucaba
barucaba

Categories:

ВЫ СЛЫХАЛИ, КАК ПОЮТ ДРОЗДЫ?

Оригинал взят у such_a_man в ВЫ СЛЫХАЛИ, КАК ПОЮТ ДРОЗДЫ?
Вот он, черный дрозд, о котором все дальнейшее:



Красавец, верно? А что касается заголовка, то до сегодняшнего дня я могла бы ответить на вопрос однозначно: нет. Больше того, понятия не имею, сколько раз в жизни слышала (не слушала, а именно слышала!) известную песню, но ни разу в голову не пришло полюбопытствовать, а как же они, дрозды, поют. Ну, поют и поют, и славно-трам-пам-пам.

Но когда на днях мне попался роман Домбровского "Обезьяна приходит за своим черепом" (тоже читала раньше, но почему-то на дроздов тогда внимания не обратила), послушать их нестерпимо захотелось.


Да и как было не захотеть...

- ...я тут дрозда хотел подманить, вон в тех кустах у меня и силок стоит. Здесь знаменитый дрозд живет, только вот не знаю точно, где его искать. - Он посмотрел на солнце. - Скоро его пора придет. Давайте посидим минутку тихо...
Так, друг около друга, в полной неподвижности, мы просидели минут двадцать. Потом Курт приложил свирель к губам.
Сначала он извлек из нее тончайший, как волос, певучий звук, похожий не то на призыв, не то на сигнал, и сейчас же отнял свирель.
В кустах было тихо.
Он снова посвистел, теперь длинно и протяжно, остановился, переждал немного и посвистел опять. Тогда над нашей головой в кустах что-то зашумело, колыхнулись и вздрогнули напряженные ветки. Верхняя, с крупными острыми листьями, закачалась, как будто ее кто-то толкнул.
- Прилетел, - тихо сказал Курт, - сидит и слушает.
И он опять заиграл.
Теперь свирель пела безостановочно на какой-то очень высокой ноте, оповещая, дразня и вызывая на состязание. Вверху, в кустах, послышался жесткий, гортанный звук: трэнк, рри! Это дрозд отвечал своему незримому сопернику. Ветка вздрагивала неровными крупными толчками, как будто по ней барабанил град, и вдруг дрозд запел.
Я сразу понял, что поет он, весь уходя в песню, не видя ничего и забывая все на свете. Мне подумалось даже, что, может быть, в это время он закрывает глаза.
Вся песня его была светлая и какая-то прозрачная насквозь. Тогда же мне пришла на память песня соловья, и я понял разницу; вспомнил, как поет скворец, и опять решил, что это не то, - тянулась, тянулась сплошная музыкальная ткань, сверкая и переливаясь, но никакого богатства и разнообразия не было в ней, кроме необычайной чистоты. Она была более одухотворенной, чем человеческий голос. Никогда и ни в чем человек не может достигнуть такой чистоты и слаженности. Уж одно присутствие мысли замутило бы чистоту этой песни, созданной природой еще до появления человека. Наверное, так могла бы разговаривать природа, если бы эти кусты сирени, трава, холм и полянка обрели голос.
Я открыл рот, чтобы сказать что-то, но Курт сделал мне знак молчать, и я опять припал к траве.
А дрозд заливался.
Он сидел теперь неподвижно.
Кусты больше не качались, и где он сидит, определить было невозможно. Вероятно, песнь и не зависела теперь от него. Может быть, птицы в эти минуты своего ярчайшего цветения утрачивают сознание окружающего, и тогда приходи и бери их голой рукой.
Песнь исходила от него непроизвольно, как свет от гнилушки, как запах от ландыша, как блеск и свечение от озера, залитого солнцем. Конечно, все это я чувствовал, а не думал, здесь я передаю только голое ощущение от песни, переведенная же на слова, эта мысль выразилась бы куда проще и понятнее. "Соловей, - думал я (а о ту пору я уже слышал и соловья) , - так петь не умеет. Он щелкает и заливается на тридцать ладов, все хитрит и манерничает, а этот дрозд, когда поет, забывает все на свете. Вот когда он эдак поет, подойти и накрыть его шляпой - он даже и не заметит".
И тут я увидел, что Курт поднялся с травы и пошел куда-то в обход кустов.
"Ну, теперь он уже его поймает", - подумал я, и сердце у меня забилось так, что я почувствовал, как горячая кровь, оглушая, ударила меня в виски.
И вдруг песня прекратилась, послышалось звучное и пронзительное "диск-диск, гри-гих-гих", потом быстрые шаги и треск веток, наконец зашуршала под ногами сухая листва, и Курт вышел из середины кустов.
- Ишь какой строгий! - сказал он с уважением. - И головы нельзя показать. А у меня на него петли были поставлены, сунулся не вовремя, он и увидел. Ну ничего, в другой раз...

Поэтому, с трудом пережив вчерашний день - барометр рухнул с 780 до 740, и я рухнула вместе с ним, - сегодня поработала, сколько смогла, и отправилась на поиски.

Собственно, искать пришлось совсем недолго, записей целая куча, и первое, что бросается в глаза, это непонятка: с какой такой стати волшебники-дрозды - "певчие избранники России". Лучшими оказались как раз не российские записи, да и не больше всех наших оказалось. Ладно, не суть важно. Главное же - как поют, да?

Например, так:



Или так:


Между прочим, в комментарии ко второй записи сказано: "из всех птичьих песен, какие я слышал, это самая красивая..."

Только если вы подумаете, что я на этом успокоилась, ошибетесь. Среди разных записей разных дроздов - между прочим, выбирая лучшие, я отметила про себя, что одна из них называлась "флейтовый голос дрозда", - неожиданно попалась пьеса для флейты и фортепиано некоего Оливье Мессиана (темная я, темная, сроду о таком ничего не знала), и тут мне стало еще интереснее. Но сначала пьеса:




А теперь о композиторе:
Искусство Мессиана, связанное главным образом с религиозной тематикой, лишено жанровости, драматического лиризма, действенной героики и т.п. Исключение – пьесы виртуозно-колористического характера, построенные на материале пения птиц различных стран. Мессиан более сорока лет записывал голоса птиц. Создал систему трансформации на музыкальные инструменты с темперированным строем птичьих посвистов, призывов, клёкотов, юбиляций: “Каталог птиц” (7 тетрадей, 1956-59), “Экзотические птицы” (1956) и другие. Эти произведения развивают традиции французской музыки, идущие от Л. К. Дакена (“Кукушка”), Ж. Ф. Рамо (“Курица”), Ф. Куперена (“Соловей”), М. Равеля (“Печальные птицы”). Однако и эти сочинения не лишены мистицизма (птицы для Мессиана – “служители внематериального”), звукоподражание окрашивается в религиозные тона...

В следующий раз буду, наверное, с музыкой этого Оливье знакомиться. Уже почти что не терпится. А вам? :)
Tags: Мессиан, голоса птиц, звуки природы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo barucaba march 6, 2016 13:39 2
Buy for 10 tokens
Музыка - это искусство звуков и каждый звук в ней имеет своё обозначение. Нота (лат. nōta — «знак», «метка») в музыке — это графическое обозначение звука музыкального произведения, один из основных символов современной музыкальной нотации. Вариации в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments