barucaba (barucaba) wrote,
barucaba
barucaba

Categories:

Поленово. Продолжение

Оригинал взят у vita_colorata в Поленово. Продолжение

Та красивая культура жизни в своем доме на природе, расцветом которой была отмечена последняя четверть 19 века в истории русского общества, несомненно положила заметный отпечаток на поленовский музей. Это было время репинских "Пенатов", Талашкина, Абрамцева, время художественно-театральной жизни на дачах ( легко вспомнятся спектакли, в которых юный Саша Блок играл Гамлета, а юная Любовь Менделеева Офелию и чеховская "Чайка" ). Дочери Поленова тоже создали кукольный театр и шили для него кукол.
Скромный быт и демократизм семьи художника, а также его постоянная забота о нуждах крестьян соседних деревень снискали в округе большое сочувствие и уважение к нему и его деятельности. Это ярко проявилось весной 1918 года, когда жители села Страхово по своему почину взяли музей под охрану, не дожидаясь законодательных актов  на этот счет - они появились чуть позже.

Как многие в то время, Поленов увлекался народным творчеством и был занят сохранением предметов кустарных промыслов. Сам он с удовольствием совмещал занятия живописью с музыцированием и физическим трудом. В доме много мебели , сделанной не только по его эскизам, но и его собственными руками.

Пианино, когда-то принадлежало Танееву.























В доме есть и археологические памятники и палеонтологические.

















Пока было не построено Аббатство, художник поднимался по дубовой лестнице наверх в свою мастерскую. Сейчас там экспозиция этюдов художника на евангельскую тему и угольный эскиз к картине "Христос и грешница", хранящейся в Русском музее.

Александр Иванов был одним из художников,оказавшим влияние на Поленова. Поленов, на мой взгляд, сейчас менее известный чем Репин и Левитан, не был исключительно пейзажистом или портретистом, он успешно работал в разных жанрах. С начала 80х годов , не оставляя преподавания и деятельности в частной опере С.И. Мамонтова, он упорно работал над циклом картин "Из жизни Христа".  Цикл был начат большим полотном "Христос и грешница". Картину Поленов завершил по просьбе его любимой сестры Веры Дмитриевны, рано умершей. Для этого Поленов предпринял свое первое путешествие на Ближний Восток : картина строилась на этнографическом материале. Для Поленова было важно написать именно те пейзажи, в которых происходило евангельское повествование. Позднее он создал около 70 работ и все работы евангельского цикла географически идентичны реальным местам. Уже с этой точки зрения они представляют собой кропотливый исторический анализ.
Картина "Христос и грешница", законченная в 1887 году вызвала нарекания Синода вплоть до угрозы запрета. Церковная цензура возмущалась изображением Христа в виде рядового проповедника, участника жанровой сцены, разыгравшейся перед ступенями храма Соломона в древнем Иерусалиме. Это были годы, которые получили имя "победоносцевской реакции" по имени обер-прокурора Святейшего Синода К.Н. Победоносцева. Александр Блок так сказал об этом в поэме "Возмездие" :

"В те годы дальние, глухие
,
В сердцах царили сон и мгла:
Победоносцев над Россией
Простер совиные крыла"...


Картина все же была разрешена, показана в Петербурге на передвижной выставке и имела успех. Александр Третий купил ее для Русского музея.

polenov1.jpg

Этюды для картины Поленов писал со своих учеников, и Коровин, и Левитан позировали ему и Христос был написан по этим этюдам.



Позднее он создал около 70 работ и все работы евангельского цикла географически идентичны реальным местам. Уже с этой точки зрения они представляют собой кропотливый исторический анализ.
Весь цикл работ мог бы стать отдельной экспозицией музея Поленова, в котором рядом могли быть выставлены его фотографии с поездок, предметы одежды и аксессуары, привезенные для этюдов.
Однако картины были проданы в 1924 году и теперь в основном они в двух коллекциях в США. Пару лет назад две картины из цикла выставлялись на продажу, но от нашей страны не поступило предложений. Остается мечтать, что когда-нибудь волей случая они воссоединятся. В Чехословакии до революции были изданы открытки с картинами евангельского цикла.

"Христос на Тивериадском озере"

Polenov_Go_kursk.jpg

После строительства дома-музея Поленов стал строить себе мастерскую для возможности уединиться. Мастерская вскоре получила название "Аббатство".













В интерьере есть элементы романской архитектуры









Еще одна постройка по проекту Поленова - церковь на высоком холме с красивым видом на реку. Архитектурный стиль, в котором Поленов строил , даже называют "поленовским", так своеобразно в нем сочетаются русские мотивы с французскими и легким влиянием модерна.















Рядом с церковью, на другом холме , кладбище, на котором упокоился Василий Поленов.

Tags: Поленов, музеи, русская усадьба, художники
Subscribe
promo barucaba march 6, 2016 13:39 2
Buy for 10 tokens
Музыка - это искусство звуков и каждый звук в ней имеет своё обозначение. Нота (лат. nōta — «знак», «метка») в музыке — это графическое обозначение звука музыкального произведения, один из основных символов современной музыкальной нотации. Вариации в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments