barucaba (barucaba) wrote,
barucaba
barucaba

Categories:

Поленово

Оригинал взят у vita_colorata в Поленово

"Красивые места на Оке под Серпуховом и дальше - вверх по течению. Вот где бы нам поселиться. Если буду жив-здоров, то проедусь по Оке от Серпухова до Алексина. Может быть, и найду что-нибудь."
     Из письма В.Д. Поленова Н.В. Поленовой, 30 августа 1887 года.

История музея в Поленово, это история о том, как один человек способен создать вокруг себя удивительный мир, который продолжает жить и после него.

Представляется символичным, что впервые на окский беховский берег Поленов ступил именно весной, в мае 1889 года, когда природа как нельзя более лирична. Поленов путешествовал по Оке вместе со своим учеником Константином Коровиным. Заметив с палубы идущего вверх по Оке колесного парохода на береговой тропинке человека, Василий Дмитриевич сказал Коровину:" Взгляни, Костенька, - вот счастливый человек. В каких благодатных местах он живет".

В Тарусе Коровин предложил сойти на берег, 6 дней проведенных на приокских холмах были наполнены счастьем творчества и поэзией беховской округи. Поленов решился приступить к исполнению своей мечты. По наведенным справкам , в Бехове продавалось небольшое имение помещицы Саблуковой. Было решено купить его и начать строительство.
Выбранный для строительства участок с прекрасным видом на Оку был куском неплодородной земли. Поленов предложил крестьянам выгодный обмен: за каждую десятину песчаного бугра, на котором ничего толком не росло, он давал 2 десятины плодородной земли. Крестьяне с радостью и удивлением согласились.
Удивительно сейчас представлять это место таким, каким оно было когда-то. Поленов, сделав выбор в пользу сосен, хорошо растущих на песке, посадил вокруг будущего дома сосновый бор и усадьба стала называться вспоследствии Борок. За жизнь художника было высажено порядка 9 тысяч саженцев, причем многие деревья для этих мест экзотические. Поленов не только построил дом, но и преобразовал вокруг природу. Вообще, когда знакомишься ближе с его личностью, то думаешь, что у него удавалось все задуманное. Талантливый художник и педагог, талантливый архитектор, еще учась в Академии Художеств, рисовал для друзей проекты и строил в своей усадьбе по своим проектам. Прекрасный фотограф, заядлый путешественник, хороший музыкант, не только играл на фортепиано, но и сочинял музыку. Знал 7 языков.

Усадьба встречает ухоженным парком, а вход на территорию огорожен забором с калиткой.

Главными постройками являются дом-музей и "Аббатство" - отдельная мастерская Поленова.

Однако есть и другие постройки:" Адмиралтейство", где делали лодки для катания по Оке, хозяйственный блок.

Пока мы ждали экскурсию в музей, посмотрели небольшую выставку в хоз.блоке, теперь приспособленном под галерею.
Выставка сразу настроила нас на определенный лад. Она была посвящена годам, которые Поленов провел во Франции еще молодым художником. В 2015 году в нормандском  городке Вёль-ле Роз открылся сквер Поленова.

Русские художники открыли для себя красоты Ла-Манша в середине XIX века. По совету Алексея Боголюбова, курировавшего пребывание во Франции лучших выпускников Императорской академии художеств (так называемых пенсионеров, поскольку они получали пенсию, аналог современной стипендии), Нормандию посетили многие молодые живописцы: Василий Поленов, Илья Репин, Алексей Харламов, Константин Савицкий, Александр Беггров. Василий Дмитриевич Поленов побывал в Нормандии в 1874 году и выполнил здесь множество этюдов: «Старая мельница», «Белая лошадка», «Старые ворота в Вёле» (последняя картина украшает сегодня экспозицию Государственного Русского музея). В деревушке Вёль он провел всего несколько недель, но эта поездка оказалась для него очень плодотворной.

Пребывание во Франции наложило отпечаток на творчество Поленова. Я до этой поездки считала его исключительно русским художником, а его архитектурные постройки сделанными под влиянием модерна. Однако, когда смотришь на французские этюды Поленова и потом видишь ту же ограду с калиткой, словно перенесенную с этюда, где написано старое кладбище, то становится ясно: художник строил для себя уголок любимой Франции.

Виды из окон дома чудесны, когда попадаешь внутрь, то понимаешь, что художник и его семья жили практически круглый год рядом с природой.

Дом получился сразу домом-музеем, когда ходишь по нему, то видишь, что в нем очень мало интимного пространства и много продуманных до мелочей интерьеров, заполненных картинами, артефактами, привезенными из поездок, что-то для создания атмосферы в доме, что-то для создания картин. В первых залах экспонируются семейные рекликвии.

Поленов вырос в семье с традициями просветительства. Прадед художника Алексей Поленов был командирован для учебы Ломоносовым за границу в Геттингенский университет. Он изучал историю, римское право, философию, и стал первым русским "ученым -законоведом", и еще стал автором труда "О крепостном состоянии крестьян в России",написанного в 1766 году.
Его сын Василий Поленов тоже был академиком, ученый и литератор, архивист, с ним общался Пушкин, когда писал "Историю Пугачевского бунта". Один из сыновей Василия Алексеевича, - Дмитрий, отец художника, был известным археологом, историком и библиографом, долголетним ученым секретарем Русского археологического общества.
Понятен интерес сына к древним местам, и цикл картин, иллюстрирующих евангельскую историю, написанных после путешествия по святой земле.
С другой стороны, прадедом художника был знаменитый архитектор, литератор Николай Львов. Дочь Львова Вера Николаевна рано осиротела и воспитывалась в доме его близкого друга поэта Гаврилы Романовича Державина. Атмосфера державинских кружков, блестящее общество лучших петербургских умов оказало влияние на нее. В доме Державина она встретилась со своим мужем А.В. Воейковым. Его портрет в генеральской форме работы Джорджа Доу можно увидеть в галерее 1812 года Эрмитажа. Он висит слева от портрета царя вверху.

Великолепный портрет В.Н. Воейковой, выполненный в более позднее время (1867 год) И.Н. Крамским ( по мнению В.Д. Поленова - один из лучших портретов Крамского), находится в экспозиции музея. В памяти внуков бабушка осталась человеком, приобщенным к передовой культуре своего времени, знавшим и любившим русскую историю, народную поэзию и сказку. Бабушка оказала благотворное влияние на формирование таланта Поленова, заметив его пристрастие к карандашу и краскам, она же обратила внимание на увлеченность младшей сестры Елены рисованием картинок к русским народным сказкам. Вера Николаевна заботилась о художественном воспитании своей дочери Марии, матери художника, вместе с ней живописью стал заниматься и Василий. В эскпозиции есть портрет бабушки, написанный им вместе с Крамским, при всей похожести, можно отметить, что на нем бабушка добрее.
Увлечениям Василия потакали, он восхищался творчеством Иванова и отец пригласил художника в гости. Иванов был сильно болен и не приехал.

Сразу после того, как дом был достроен, он стал местом встречи друзей художника. И в подарок хозяину они привозят свои картины, а кто-то оставляет этюды, написанные здесь. Дом быстро превращается в музей.

На лестнице дома висят гравюры из собрания художника, ясно чем вдохновлялся Поленов, создавая интерьеры дома. Это старинная мастерская художника с деревянными балками и окнами с витражами на европейский манер. Интерес к историзму был не только его личным пристрастием, но и веянием эпохи.

Продолжение следует...

Tags: Поленов, музеи, русская усадьба, художники
Subscribe

promo barucaba март 6, 2016 13:39 2
Buy for 10 tokens
Музыка - это искусство звуков и каждый звук в ней имеет своё обозначение. Нота (лат. nōta — «знак», «метка») в музыке — это графическое обозначение звука музыкального произведения, один из основных символов современной музыкальной нотации. Вариации в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments