barucaba (barucaba) wrote,
barucaba
barucaba

Categories:

Анонс. «В.П. Задерацкий: возвращение в историю»

Удивительный композитор ХХ в. Всеволод Задерацкий (1891-1953), сочинения которого никогда не исполнялись при его жизни, да и сейчас мы ничего не знаем о нем, а между тем он одним из первых в ХХ веке написал цикл "24 прелюдии и фуги" для ф-но (1937-1938), поражающие степенью концентрации мысли и чувства. Никакой другой композитор подобного масштаба не подвергался в течение всей своей жизни столь последовательному политическому подавлению. Ему не могли простить, что он был учителем музыки у наследника престола, а потом воевал за белых. Он никогда не получал возможности представить свою музыку общественности. Ни одно его произведение никогда не было напечатано. Мировая премьера 24 прелюдий и фуг Задерацкого осуществилась только 14 декабря 2014 года, спустя 75 лет после создания. Голос из прошлого

Передача "Абсолютный слух" о Всеволоде Задерацком



18 декабря в Рахманиновском зале Московской консерватории состоится Авторский вечер к 125-летию со дня рождения композитора.

148015new (465x700, 102Kb)


В программе:
В. П. Задерацкий
Соната № 2 для фортепиано (1928)
Вокальный цикл «Поэма о русском солдате» на стихи А. Твардовского (1946)
Соната фа минор для фортепиано (1939)
«Арктическая симфония» для детского оркестра и хора (1935)

Из Википедии: Всеволод Петрович Задерацкий (2 января 1891 — 1 февраля 1953) — русский композитор, пианист и писатель. Родился в семье чиновника железной дороги, уроженца Киевской губернии. После окончания гимназии в Курске поступил на юридический факультет Московского университета и в Московскую консерваторию. Учил музыке цесаревича Алексея (1915—1916). По окончании университета (1916) был призван в действующую армию — участвовал в Первой мировой войне. В 1918—1920 — в армии Деникина.

В дальнейшем продолжил учебу у Ипполитова-Иванова и Танеева, окончил консерваторию в 1923. Жил в Рязани. С середины 1920-х годов начал выступать как пианист, дал множество сольных концертов, выступал вместе с известным басом Григорием Пироговым.

В 1926 был арестован, заключен в рязанскую тюрьму, всё написанное композитором до этого времени было уничтожено. В 1929 получил разрешение жить и работать в Москве, с 1930 значился штатным композитором Всесоюзного радио, числился в творческом объединении АСМ (в 1932 было ликвидировано). В этот период были написаны опера «Кровь и уголь» (не сохранилась), симфония «Фундамент», циклы фортепианных миниатюр «Микробы лирики» (1928), «Тетрадь миниатюр» (1929), «Фарфоровые чашки» (1932), Лирическая симфониетта (1932), вокальный цикл для баса «Гротеск Ильи Сельвинского» (1931). Подвергался критике за формализм.

Симфоническая картина для оркестра "Завод"

В 1934 был выслан в Ярославль, заочно учился в ГИТИСе. Написал три «Симфонических плаката», оперу «Валенсианская вдова» (по Лопе де Вега), две камерные симфонии, 24 прелюдии (1933—34), множество вокальных сочинений, среди которых — цикл «De profundis».

24 прелюдии для ф-но В.П. ЗАДЕРАЦКОГО (1934 год)


В марте 1937 арестован в Ярославле, заключен в тюрьму, получил 6 лет без права переписки. В июле 1939 освобождён из Севвостлага (СВИТЛ) в связи с закрытием дела. В начале 1940 вернулся в Ярославль. В лагере создал монументальный цикл «24 прелюдии и фуги» для фортепиано – первый опыт возрождения барочного жанра в ХХ веке (до Шостаковича и Хиндемита). Этот цикл - одно из главных сочинений композитора.

Задерацкий В.П. Прелюдии и фуги C-dur, G-dur. Вадим Холоденко (фортепиано)

В начале Второй мировой войны эвакуирован с семьёй в город Мерке (Казахстан), потом — в Краснодар. Теме войны посвящены оратория «Зоя» (по поэме М. Алигер), вокальный цикл «Поэма о русском солдате» (по А. Твардовскому), сборник песен «Дыхание войны», фортепианная сюита «Фронт» (1944), другие сочинения.

С 1945 жил в Житомире, в 1946—1948 снова вернулся в Ярославль. Был делегатом первого Съезда советских композиторов (1948). С 1949 и до конца жизни жил во Львове, работал в консерватории. Выступал как пианист с сольными концертами во Львове, Дрогобыче, Коломые. Кроме фортепианных сочинений, им в эти годы были созданы концерты для скрипки и домры, симфония до минор, хоровая сюита и ряд других произведений.

Всеволод Задерацкий  - Соната для валторны и фортепиано (1948)

Сын Всеволод Всеволодович Задерацкий (1935) — музыковед, профессор Московской консерватории. Автор идеи художественно-просветительской программы «Новое передвижничество», за осуществление которой удостоен Государственной премии России (2003). В июле 2009 в московском издательстве «Композитор» вышла книга В. В. Задерацкого об отце — «Per aspera…».

В октябре 2015 года в Курске на доме, где прошли юношеские годы Всеволода Петровича Задерацкого, была установлена мемориальная доска.

Композиторы в ГУЛАГе: Всеволод Задерацкий



Tags: Задерацкий, композиторы
Subscribe

  • В подмосковном лесу

    За последнее время часто гуляла в нашем лесу, который находится совсем рядом. Лес как лес, ничего в нём особенного, кроме того, что присуще вообще…

  • Сегодня в лесу

    Небольшая прогулка по новогоднему лесу. День сегодня пасмурный, поэтому палитра не богатая. Но в зимнем лесу хорошо - тихо, спокойно, красиво,…

  • Музыкальные фантазии

    «Фантазия» — музыкальный мультфильм компании Уолта Диснея. Картину формируют независимые номера, музыка для которых исполнялась…

promo barucaba march 6, 2016 13:39 2
Buy for 10 tokens
Музыка - это искусство звуков и каждый звук в ней имеет своё обозначение. Нота (лат. nōta — «знак», «метка») в музыке — это графическое обозначение звука музыкального произведения, один из основных символов современной музыкальной нотации. Вариации в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments