barucaba (barucaba) wrote,
barucaba
barucaba

Category:

"Ты, Моцарт, недостоин сам себя!"

Оригинал взят у sozecatel_51 в "Ты, Моцарт, недостоин сам себя!"
Гришка Отрепьев как "Моцарт"

Люблю я советскую пушкинистику, да и российскую тоже.
Вот кто бы додумался сравнить самозванца Гришку Отрепьева с Моцартом?
А товарищи – запросто!
Читаем у Д. Бернштейна, восторгающегося Гришкиными талантами:
«Латинские попы
С ним заодно. Король его ласкает
И, говорят, помогу обещал.
То, чего Годунов не мог добиться никакими усилиями — поддержка бояр, любовь народа, дается ему даром, легко, почти без всяких с его стороны усилий, как Моцарту его гениальное творчество. Даже завоеванья его превращаются в «мирные завоеванья» (факт, противоречащий истории и введенный Пушкиным для полноты моцартианского облика своего героя.
В связи с фатализмом Самозванца находится и его моцартианская беззаботность:
«Разбитый в прах, спасаяся побегом,
Беспечен он, как глупое дитя.
Эту отважную, увлекающуюся, фаталистическую фигуру, наделенную сильной долей моцартианской беззаботности, Пушкин вводит в сложное и ответственное дело социальной борьбы. Будущий Моцарт выступает в роли бунтаря. Мотивы, по которым Самозванец идет в борьбу, гармонически связаны с его духовным обликом. С одной стороны, им движет мотив справедливости, негодования на ее нарушителя, стремление осуществить над ним «суд мирской». Власть нужна ему для защиты тех, кто «неправедно притеснены, гонимы».
Но, с другой стороны, не менее сильными движущими побуждениями являются дерзкая отвага, жажда сильных ощущений, радости жизни, томление бесцветностью и скукой своего существования...
К власти и к борьбе за нее Самозванец относится к ней так же легко и беспечно, как Моцарт к своему дарованию...
Несоответствие внутренних свойств и намерений моцартиански-гармоничного, беспечного, гуманного и мало ценящего власть Самозванца той грозной атмосфере насилия и вражды, в которую его неизбежно втягивает борьба за власть, подчеркивает трагизм положения этой фигуры и свидетельствует все о той же пушкинской тенденции отхода от борьбы за власть, которая во всех мыслимых для Пушкина вариантах оказывается несостоятельной, обреченной на нарушение справедливости и на народную вражду».

Ровно через полвека – в 1995 году - о Самозванце как «Моцарте» писал уже А. Гуревич. Его статья имеется в двух вариантах. В первом он расковычил Бернштейна и выдавал выстраданное им за свое, во втором – поскромничал и упомянул о Моцарте всего лишь раз. Бернштейна же не помянул ни раза.
Да, великие идеи стоят слишком дорого, чтобы принадлежать кому-то одному.
Tags: Моцарт
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo barucaba march 6, 2016 13:39 2
Buy for 10 tokens
Музыка - это искусство звуков и каждый звук в ней имеет своё обозначение. Нота (лат. nōta — «знак», «метка») в музыке — это графическое обозначение звука музыкального произведения, один из основных символов современной музыкальной нотации. Вариации в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments