barucaba (barucaba) wrote,
barucaba
barucaba

Category:

Коломенское. Архитектурные памятники. Часть вторая

Церковь Святого Георгия с Колокольней
Расположенное на Вознесенской площади здание Трапезной церкви Св. Георгия (сооружение середины XIX века), составляет вместе с расположенной рядом Георгиевской колокольней XVI века единый комплекс Георгиевской церкви.
В XIV веке, по преданию, на этом месте стояла деревянная церковь, которую московский князь Дмитрий Иванович Донской приказал поставить в честь великомученика Георгия и в память о битве на Куликовом поле (8 сентября 1380г.) Существование здесь древнего деревянного храма было подтверждено данными археологии.



В XVI веке на этом месте была построена Георгиевская колокольня, служившая звонницей для храма Вознесения Господня. В XVII веке к колокольне было пристроено деревянное здание трапезной, и возникшая таким образом Георгиевская церковь была освящена в 1678 году. В XIX веке старое здание трапезной было разобрано и выстроено в камне по проекту архитектора Е.Д. Тюрина.
Дворцовый павильон 1825 года



Это единственная сохранившаяся постройка от находившегося здесь дворца императора Александра I начала XIX века.
Коломенское было местом, где часто бывал в детстве будущий император вместе с бабушкой Екатериной II.



В 1825 г. по проекту Е.Д. Тюрина на месте обветшавшего екатерининского дворца здесь был построен дворец для Александра I. Но государь в этом же году скончался и не успел его посетить. В 1870-е годы заброшенный дворец был разобран, и от него остался только павильон, служивший чайным домиком или домашним театром.
С северной и южной сторон к нему примыкали веранды с навесами, с которых открывался прекрасный панорамный вид.



Главный, выходящий на реку фасад, украшен скромным дорическим портиком. Ведущую к портику широкую лестница украшают скульптуры сидящих львиц.



В павильоне размещаются фондовые выставки музея, выставки современной живописи, скульптуры и прикладного искусства, проводятся концерты камерной классической и народной музыки, русского романса.



Церковь Святого великомученика Георгия Победоносца 1685 года



Деревянный храм во имя Святого великомученика Георгия Победоносца был построен на берегу небольшой реки Ёрги, правого притока могучей Северной Двины в ее верхнем течении. Это была холодная церковь, без печи, богослужения в ней проводились только в теплое время года. Храм стоял в центре Среднепогостского прихода, отдельно от окрестных деревень. В конце XVII в. рядом находились еще два деревянных здания: колокольня и теплая церковь Рождества Христова, считавшаяся главной на погосте – по ее посвящению назывался весь здешний церковный приход.
Когда в этих местах были построены первые храмы и какими они были, неизвестно: в 1720-х гг. Рождественскую церковь XVII в. и хранившиеся в ней приходские документы уничтожил пожар.



Район бассейна Северной Двины был заселен давно. Уже в X в. здесь начали селиться славяне, пришедшие большей частью с запада, из новгородских земель. Их контакты с аборигенами – «чудью заволочской», предками современных вепсов, носили в основном мирный характер. В XI в. в этих землях распространяется христианство, устанавливается система государственного управления, связанная с Новгородом. С распадом в XII в. единого древнерусского государства Новгород стал сильным независимым городом-государством с огромной территорией. Весь бассейн Северной Двины входил в самую крупную Обонежскую пятину (область) Новгородской земли. Во второй половине XV в. Новгород и его обширные владения подчинил великий московский князь Иван III, включив эти земли в состав единого Русского государства.
Подвинье на протяжении многих веков осваивалось русскими людьми, привлекая их своими природными богатствами: пушниной, обширными малонаселенными землями, богатыми угодьями для рыбной ловли и охоты, густыми лесами и природными запасами дорогостоящей поваренной соли. С другой стороны, этот суровый лесной край веками оставался периферией, отдаленной окраиной русского мира.



Из сохранившихся «Ведомостей о церквях» конца XVIII – начала XX в., отчетов настоятелей прихода, посылавшихся в управление Вологодской епархии, известно, что Георгиевская церковь была построена в 1685 г. на средства прихожан. По сохранившимся документам можно лишь в общих чертах представить историю Среднепогостского Рождественского прихода и его храмов за два с лишним столетия. На рубеже XVIII и XIX вв. приход включал 26 деревень с населением около 900 человек, и самая отдаленная деревня прихода находилась от погоста на расстоянии до 11 верст. На самом погосте, кроме храмов и колокольни, стояло несколько дворов церковного причта. Даже в XIX в. эта местность, будучи более населенной, чем ныне, считалась «малопроезжей» и была удалена от больших дорог. Во время распутицы, разлива рек добраться до Среднепогостского можно было только на лодке.



В 1890-е гг. обе церкви («теплая с колокольней в одной связи» и холодная) были обшиты снаружи «тесом» (досками) по моде того времени, а внутри их оштукатурили и расписали. В центральном помещении Георгиевской церкви, на подшивном потолке в форме свода, сделанном, вероятно, в первой половине 1890-х гг., осталась масляная живопись по штукатурке: в зените – изображение Святого Духа в виде голубя в окружении херувимов, по сторонам – четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна, – с их традиционными символами. Неизвестный пока мастер (или мастера), кисти которого принадлежат эти росписи, несомненно, был хорошо знаком с поздней академической живописью; росписи выполнены с большим мастерством и, несомненно, представляют самостоятельную художественную ценность. К началу XX в. Георгиевская церковь приобрела архитектурный облик, который сохранялся затем на протяжении всего XX столетия. Перед революцией 1917 г. в приходе работали две содержавшиеся прихожанами церковно-приходские школы: на погосте и в одной из крупных деревень. В них проходили двух- или трехлетнее обучение примерно 50 мальчиков и 10 девочек.



На рубеже 1920–1930-х гг. церкви Среднепогостского прихода, переданные в подчинение Семеновского сельского совета, были закрыты, как, впрочем, и абсолютное большинство других. Храм Рождества Христова перестроили в сельскую школу, а в храме Св. Георгия устроили клуб, позже – склад. Иконостас и остальное его убранство не сохранились.
В 1960-х гг. окрестные деревни были зачислены властями в категорию «неперспективных», и здесь прекратили работу государственные службы. Закрытие в крупнейшем селе Семеновском школы, больницы и почты в сочетании со скверной дорогой привело к постепенному запустению этой местности. К началу 2000-х гг. от некогда многолюдного сельсовета (в который входило около десятка деревень) остались три населенных пункта, в которых насчитывалось около 15 жителей. На рубеже 1980–1990-х гг. от подожженной кем-то травы сгорела церковь Рождества Христова. К счастью, уцелела Георгиевская церковь.
Деревянный храм Св. великомученика Георгия Победоносца из села Семеновского Архангельской области относится к храмам ярусного типа, широко распространенным в XVII–XVIII вв. Это двухъярусное сооружение из сосновых бревен, основу которого составляет главный четверик (четырехугольный сруб) на высоком подклете (нижнем хозяйственном помещении). В его северной и западной стенах вверху, а в южной – внизу, прорезаны окна.



В верхней части главного четверика устроен повал (плавное расширение сруба) и сделано покрытие на четыре ската. С востока к нему прирублена пятигранная алтарная часть с пятискатным покрытием, увенчанным бочкой с маленькой главкой.
Под крышей главного четверика сохранился подзор (пояс) из прибитых к верхнему венцу повала древних досок, по которым шла полустершаяся надпись, сделанная краской в XVII в.: «Лета 7196 (1688г.) апреля в…». Это – дата освящения храма. Подобных находок среди множества русских деревянных церквей до того было известно всего три.
Над главным четвериком установлен верхний (малый) четверик, также с повалом. Он вытянут по оси север-юг и увенчан крышей типа «бочки» с тремя расположенными в ряд главками с крестами. Подобный тип покрытия храма встречается крайне редко.
В отличие от основного четверика верхний ярус церкви срублен «в лапу» (иначе – «в замок»). Его бревна снаружи стесаны, включая повал.
На верхнем четверике под поздней обшивкой также были найдены доски подзора, «писаные травами», – с крутыми завитками, нанесенными красной, синей, черной и белой красками. Подобным образом был украшен и алтарный прируб. До сих пор в распоряжении исследователей имелись лишь отрывочные упоминания в письменных источниках о наружных росписях русских деревянных храмов, построенных до XVIII в.
С запада, где находится основной вход в храм, и с севера при исследовании памятника были найдены следы галереи-паперти, некогда огибавшей главный четверик и позже разобранной.
Несколько подобных по конструкции деревянных храмов – двухъярусных, с крышей-«бочкой», установленной по оси север–юг, и с маленькими главками – известны в Верхнем Подвинье. Самые поздние из них были построены в середине XVIII в. На их примере можно с полным основанием говорить о местной традиции деревянного церковного зодчества.



Посвящение храма Св. великомученику Георгию Победоносцу – не редкость. Этот древний святой – один из самых почитаемых в христианском мире. Св. Георгий жил в III в., был блестящим римским офицером, приближенным императора Диоклетиана. Когда начались диоклетиановские гонения на христиан – последние и, возможно, самые жестокие в истории Рима, – Св. Георгий не отрекся от своей веры, хотя его уговаривал сам император. После многодневных пыток, не сломивших его волю, святой был обезглавлен. Это произошло в Никомидии (ныне г. Измит в Турции) в 303 г. По древнему преданию, уже после этого события близ родного города Св. Геория Белита (ныне Бейрут, Ливан) появился огромный змей, разорявший страну. Чтобы умилостивить чудовище, царь той страны был вынужден отдать ему в жертву свою дочь. Но когда змей приблизился к царевне, появился ослепительный всадник и сразил чудовище. Это был Св. Георгий. В его подвиге видят образ победы христианской веры над мраком язычества, пример христианского мужества, стойкости и воинской доблести. Св. Георгия многие века считают своим покровителем воины и земледельцы. День его памяти 23 апреля (6 мая по новому стилю) – весенний Юрьев день – на Руси традиционно считался концом зимы, временем начала полевых работ.
На Руси широкое почитание Св. Георгия началось с момента принятия христианства в конце X в. Для этого много сделал великий князь Ярослав Мудрый, принявший крещение под именем Юрий и почитавший этого святого своим покровителем. В геральдике Московского княжества с XIV в. утвердился образ всадника, поражающего змея, позже вошедший в герб Российской империи.
В 2003 г. по инициативе художника Российской академии живописи, ваяния и зодчества И.И.Глазунова сохранившуюся Георгиевскую церковь осмотрела группа специалистов Московского государственного объединенного музея-заповедника. Началась проработка идеи подробного изучения памятника с последующей его разборкой и доставкой в Коломенское для научной реставрации и возведения на новом месте.

Спасские (Задние) ворота со Стрелецкими караульнями, XVII в.



Спасские ворота были построены в 1670-х годах вместе со стенами Государева двора и служили въездом в хозяйственную часть дворцовой усадьбы. Название ворот происходит от одной из икон над проездными арками – образа Спасителя. Известно и другое старинное их название – «Задние».
Ворота имеют два проезда: широкий для обозов с грузами и узкий для пешеходов. Створки ворот в древности были глухими. С юга к воротам примыкали два помещения Стрелецких караулен, построенные в 1680-е годы и служившие для несения охранной службы с внешней и с внутренней стороны царской резиденции. Караульни были разобраны в 1814 году при постройке дворца императора Александра I (1801–1825).




Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Tags: Москва
Subscribe

  • Музыка «Дома в разрезе»

    Оригинал взят у o_p_f в post Глебова Т.Н., Порет А.И. Дом в разрезе. 1931. Ярославский художественный музей Сайт посвящен…

  • Святая Цецилия - покровительница музыки

    Святая Цецилия — cвятая римская дева-мученица III века (втречаются иные варианты ее имени — Кикилия Римская или Чечилия Римская). В…

  • Rêverie

    Reverie Затих блестящий зал и ждёт, как онемелый... Вот прозвучал аккорд под опытной рукой, И вслед за ним, дрожа, неясный и несмелый,…

promo barucaba march 6, 2016 13:39 2
Buy for 10 tokens
Музыка - это искусство звуков и каждый звук в ней имеет своё обозначение. Нота (лат. nōta — «знак», «метка») в музыке — это графическое обозначение звука музыкального произведения, один из основных символов современной музыкальной нотации. Вариации в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments