barucaba (barucaba) wrote,
barucaba
barucaba

Category:

Опера Альберта Лорцинга «Царь и плотник»

Альберт Лорцинг (нем. Albert Lortzing; 23 октября 1801, Берлин — 21 января 1851, Берлин) — немецкий композитор, актёр, певец и дирижёр, основатель немецкой комической оперы, Шпильопер (Spieloper), немецкой разновидности Опера комик (Opera comique).

Жизнь и творчество

А.Лорцинг родился в семье торговца кожами. Родители его были настолько увлечены театром, что оставили торговлю и стали странствующими актёрами. Мальчик впервые вышел на сцену в возрасте 12 лет. С 1817 года семья выступает в составе труппы Йозефа Деросси в Рейнской провинции — в Кёльне, Бонне, Дюссельдорфе, Ахене. Юный Лорцинг играет юных хулиганов, любовников и подобные роли, поёт на сцене тенором. Затем, как будущий профессиональный музыкант и композитор, учится в Берлинской музыкальной академии, в хоре которой он также выступает как тенор.

 В 1824 году А.Лорцинг женится на актрисе Розине Регине Алес, родившей ему 11 детей. В 1826 году вступает в масонскую ложу Аахена. Связи с масонским движением композитор поддерживает долгие годы, в связи с чем имел неоднократно неприятности от властей и полиции. С осени 1826 года Лорцинг с женой выступают в придворном театре Детмольда. С ноября 1833 года Лорцинг с супругой выступают на сцене Городского театра Лейпцига, в труппе которого ещё с 1832 года играют его родители. Здесь же в 1837 году была поставлена его первая комическая опера «Царь и плотник», в которой Лорцинг сам исполнял партию Петра Иванова. В 1839 опера была поставлена в Берлине и имела оглушительный успех. В 1844—1845 годы композитор занимает должность капельмейстера лейпцигского Городского театра, однако вынужден оставить эту должность по болезни (ревматизм). В 1845-47 годах служит капельмейстером в венском театре Theater an der Wien. В 1848 году, во время революционных событий в Австрии, Венгрии, Германии, Франции и Италии, пишет революционную оперу «Регина», в 1849 году — сатирическую оперу «Оруженосцы Роланда», высмеивающую казарменный дух тогдашней Пруссии. С 1850 года он снова капельмейстер в новом берлинском Немецком театре. Скончался в бедности, обременённый долгами. На похоронах гроб Лорцинга был покрыт чёрно-красно-золотым флагом Германской революции 1848 года.

Комические оперы Лорцинга отличаются искренним, непосредственным весельем, они сценичны, занимательны, их музыка изобилует легко запоминающимися мелодиями. Все это завоевало им популярность среди широких кругов слушателей. Лучшие из опер Лорцинга — «Царь и плотник», «Оружейник» — до сих пор не сходят со сцен музыкальных театров Европы.


Peter the Great: Raymond Wolansky
Peter Ivanov: Peter Haage
Van Bett: Hans Sotin
Marie: Lucia Popp
Admiral Lefort: Herbert Fliether
Lord Syndham: Noël Mangin
Marquis de Châteauneuf: Horst Wilhelm
Widow Browe: Ursula Boese
Officer: Franz Grundheber

Ballet and Chorus of the Hamburg State Opera
The Philharmonic State Orchestra Hamburg
Charles Mackerras, conductor

Gyula Trebitsch, director
(arranged for TV by Joachim Hess)

Recorded 1969Комическая опера в 3 действиях. Либретто написано самим композитором.

Первое представление состоялось 22 декабря 1837 года в Лейпциге.

Действующие лица:

Петр Первый, баритон
Петр Иванов, тенор
Ван-Бетт, бургомистр Саардама, бас
Мария, его племянница, сопрано
Русский посол, баритон
Английский посол, бас
Французский посол, тенор

Первое действие

Петр Первый инкогнито находится в Саардаме. Скрывшись под именем Петра Михайлова, он работает на судостроительной верфи плотником. Царь подружился с русским мастеровым Петром Ивановым, плотничающим на голландской верфи. Не подозревая, что его друг — царь, Петр Иванов делится с приятелем своим горем: юноша полюбил Марию, племянницу саардамского бургомистра Ван-Бетта, а недалекий и чванливый бургомистр и слышать не хочет о том, чтобы его племянница стала женой простого рабочего.

В городе стало известно, что на судостроительной верфи работает русский царь. Английский и французский послы, стремясь встретиться с Петром, прибывают на верфь. Сюда же спешит и бургомистр. Вся тройка устремляется на розыски Петра. Это сделать нелегко, так как среди мастеровых немало людей, носящих это имя. Выход из затруднения находит предприимчивый бургомистр. Ему удается разузнать, что среди мастеровых всего двое русских, к одному из них и обращается Ван-Бетт. Глупый бургомистр принимает Петра Иванова за царя. Его ошибку разделяет и английский посол. Лишь проницательному французскому дипломату удается с помощью хитрости раскрыть инкогнито русского царя.


Беседа Петра I в Голландии. Неизвестный голландский художник. 1690-е гг.

Второе действие

В трактир на веселый праздник собралось много народа. Среди присутствующих и оба Петра. Сюда же пришли и иностранные послы. Француз беседует с Петром Первым, англичанин же расточает любезности мнимому царю.

Неожиданно праздничное веселье нарушается приходом патруля солдат. Голландское правительство обеспокоено тем, что иностранные вербовщики вывозят многих голландских мастеров за границу. По его приказу, каждый иностранец, который не может доказать, что он не вербовщик, должен быть арестован. Солдаты проверяют документы. Француз и англичанин — вне подозрения, их бумаги в полном порядке. Петра Иванова бургомистр принимает за царя, поэтому и его оставляют в покое. Остается один подозрительный человек — Петр Первый. К нему грозно подступает бургомистр, намереваясь его арестовать. Петр не выдерживает. В гневе набрасывается он на незадачливого блюстителя порядка, и перетрусившему насмерть бургомистру ничего другого не остается, как залезть под стол.


Молодой царь Пётр в голландской одежде
Третье действие

В зале ратуши бургомистр репетирует с хором кантату, сочиненную им в честь русского царя. Этой кантатой Ван-Бетт хочет встретить появление Петра в ратуше. Входит Петр Первый. Бургомистр набрасывается на него с бранью. Он не может простить ему сцены в трактире. Как смел этот невежа-плотник так грубо обойтись с самим бургомистром. Когда рассерженный Ван-Бетт удаляется, входит Мария. Она жалуется на то, что дядюшка не разрешает ей выйти замуж за любимого Петра Иванова. Петр Первый успокаивает девушку, обещает помочь ее горю.

Песня Царя


Срочные дела требуют отъезда царя на родину. Перед тем как отбыть, Петр оставляет Иванову пакет, который тот должен вскрыть не раньше, чем через час.

Петр Первый удалился. Появляется Петр Иванов. Бургомистр подает знак хору, и в честь мнимого царя гремит кантата. Плотника провожают с почетом на тронное кресло. Ничего не понимая, он с изумлением выслушивает приветственную речь бургомистра.

Сцена с танцами

Когда недоразумение выясняется, бургомистр приходит в ярость. Но Петр Иванов вскрывает конверт, зачитывает его содержимое, и тщеславный Ван-Бетт быстро успокаивается. Русский царь назначил Петра Иванова главным надсмотрщиком и разрешил ему жениться на племяннице саардамского бургомистра.

Вдали виден отплывающий из гавани русский корабль. На его палубе — Петр Первый, сменивший плотничий рабочий костюм на мундир. Русский царь милостиво отвечает на приветствия провожающих его саардамцев.

Сюжет восходит к «Истории Петра I» Вольтера и своей необычностью привлекал многих композиторов, в т. ч. Доницетти. Зингшпиль Лорцинга оказался самой удачной версией романтической истории из жизни русского царя.

belcanto.ru


Tags: Лорцинг, немецкие композиторы, опера
Subscribe

Posts from This Journal “опера” Tag

promo barucaba march 6, 2016 13:39 2
Buy for 10 tokens
Музыка - это искусство звуков и каждый звук в ней имеет своё обозначение. Нота (лат. nōta — «знак», «метка») в музыке — это графическое обозначение звука музыкального произведения, один из основных символов современной музыкальной нотации. Вариации в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments