barucaba (barucaba) wrote,
barucaba
barucaba

Category:

Русское музыкальное общество (РМО)

Русское музыкальное общество (с 1869 — Императорское русское музыкальное общество, ИРМО, РМО)  — российское музыкально-просветительское общество, действовавшее со второй половины XIX века — до начала XX века, стремившееся содействовать распространению музыкального образования, приобщению широкой публики к серьёзной музыке, «поощрению отечественных талантов».
b9699f81565e78d372eb9d52c29bf7fe_1 (427x563, 96Kb)

В Петербурге, в доме графов Виельгорских, в 1840 году сформировалось «Симфоническое музыкальное общество», которое из-за недостатка средств закрылось в начале 1851 года. Его заменило, созданное в 1850 году в доме князя А. Ф. Львова (автора гимна «Боже, царя храни»), «Концертное общество», которое ежегодно во время Великого поста устраивало по три концерта в зале Придворной певческой капеллы. В это же время, для небогатой части публики, стали устраиваться регулярные Университетские концерты (около десяти концертов за сезон) под названием «Музыкальных упражнений студентов С-Петербургского университета». Кроме этого, симфонические концерты стали устраиваться Дирекцией Императорских театров, под управлением К. Б. Шуберта и К. Н. Лядова.

Идея создания музыкального общества всероссийского масштаба возникла в салоне Великой княгини Елены Павловны. В результате в период общественного подъема конца 1850-х — начала 1860-х годов по инициативе Великой княгини Елены Павловны, Антона Григорьевича Рубинштейна, Юлии Фёдоровны Абазы и других музыкально-общественных деятелей в России появилось общество, которому было суждено сыграть важнейшую роль в поднятии всей отечественной музыкальной культуры.

File:Rubinstein repin.jpg
И.Е. Репин. Портрет композитора Антона Григорьевича Рубинштейна. 1887.

Общество находилось под покровительством императорской фамилии (августейшими председателями были Великая княгиня Елена Павловна (1860—1873), великий князь Константин Николаевич (1873—1881), великий князь Константин Константинович (с 1881) и др.). Сначала оно было названо «Русское музыкальное общество» (РМО) и первые 10 лет (1859—1869) функционировало под этим наименованием.

File:Charlotte Wurtt.-Helena Pawlowna.jpg
Вел. кн. Елена Павловна

Существовало три категории членства: почётные, действительные (уплачивающие ежегодный денежный взнос) и члены-исполнители. Во главе отделения стоял Совет директоров.

Общество открылось в Санкт-Петербурге в 1859 году; 1 мая 1859 года императором был утверждён его Устав.

Согласно уставу, РМО ставило своей целью «содействовать распространению музыкального образования в России, способствовать развитию всех отраслей музыкального искусства и поощрять способных русских художников (сочинителей и исполнителей) и преподавателей музыкальных предметов». Просветительский характер деятельности РМО выражен в словах одного из его организаторов Д. В. Стасова: «Сделать хорошую музыку доступной большим массам публики». Для этого устраивались концерты, открывались учебные заведения, учреждались конкурсы на создание новых произведений.


Юбилейный концерт посвященный 145-летию с момента основания Русского Музыкального Общества

Большой зал московской консерватории им. П.И.Чайковского
2 июня 2004 года.


Деятельность РМО с самого начала натолкнулась на серьёзные организационные и в особенности материальные трудности, преодолевать которые удавалось лишь благодаря помощи меценатов и содействию «особ императорской фамилии» (формально возглавлявших общество в качестве председателя и его заместителей). Во главе РМО стоял комитет директоров, в который входили А. Г. Рубинштейн, фактически руководивший работой общества, Матв. Ю. Виельгорский, В. А. Кологривов, Д. В. Каншин, Д. В. Стасов. Первый симфонический концерт (собрание) РМО состоялся под управлением А. Г. Рубинштейна 23 ноября 1859 в зале Благородного собрания (здесь концерты РМО проходили и в последующие годы). Камерные вечера начали проводиться с января 1860 в зале Д. Бернардаки. До 1867 симфоническими концертами руководил А. Г. Рубинштейн, после его ухода из РМО пост гл. дирижёра занимали М. А. Балакирев (1867-1869), который во многом обновил репертуар концертов, включив в него современные сочинения, Э. Ф. Направник (1870-1882); впоследствии приглашались видные русские и иностр. дирижёры, в т. ч. Л. С. Ауэр, X. Бюлов, X. Рихтер, В. И. Сафонов, А. Б. Хессин.


File:Russian Musical Society directorate in 1909.jpeg
Дирекция РМО в 1909 году.

Сидят, слева: С. М. Сомов, А. И. Вышнеградский, А. К. Глазунов, Н. В. Арцыбушев, М. М. Курбанов. Стоят, слева: В. П. Лобойков, А. И. Чайковский, И. В. Шимкевич, М. Л. Нейшеллер

В 1860 открылось РМО в Москве, возглавляемое Н. Г. Рубинштейном. Симфонические концерты, начавшиеся с 1860 под его руководством, проходили в Колонном зале Дворянского (Благородного) собрания. После смерти Н. Г. Рубинштейна дирижёрами были М. Эрмансдёрфер (1882-89), В. И. Сафонов (1889-1905), M. M. Ипполитов-Иванов (1905-17); приглашались также гастролёры. Важную роль в деятельности Моск. РМО сыграл П. И. Чайковский, входивший в состав директоров на протяжении ряда лет, позднее — С. И. Танеев. Интенсивной была концертная деятельность РМО в Петербурге и Москве; концерты проводились также в залах при новых помещениях консерваторий — Петербургской (с 1896) и Московской (с 1898 в Малом и с 1901 в Большом залах). В среднем ежегодно проходило по 10-12 «регулярных» (абонементных) симфонических концертов и столько же камерных в каждом городе; устраивались также «экстренные» концерты с участием выдающихся исполнителей.

File:StPeterburgRMSQuartet.Auer.Pickel.Weickmann.Verzhbilovich.jpg
Струнный квартет Петербургского отделения Русского музыкального общества (РМО), 1880-е гг. Слева направо: Леопольд Ауэр, Иван Пиккел, Иероним Вейкман, Александр Вержбилович.

В составе оркестра были музыканты главным образом императорских театров; среди солистов преобладали представители русского исполнительского искусства, в числе которых пианисты А. Г. и Н. Г. Рубинштейны, виолончелисты К. Ю. Давыдов, В. Фитценгаген, пианист и скрипач братья И. и Г. Венявские, скрипач Л. С. Ауэр и др. Оркестрами руководили многие крупнейшие дирижёры и композиторы России и других европейских стран, в том числе А. К. Глазунов, С. В. Рахманинов, Н. А. Римский-Корсаков, А. Н. Скрябин, С. И. Танеев, П. И. Чайковский, а также Г.Берлиоз, А. Дворжак, Г. Малер, Р. Штраус и др.


БЗК. Рахманинов | Симфония № 2 ми минор, op. 27 (1907). Дирижер Владимир Федосеев




Основное место в программах концертов РМО отводилось классической музыке (И. С. Бах, Л. Бетховен, Г. Ф. Гендель, Й. Гайдн, В. А. Моцарт) и сочинениям немецких романтиков (Ф. Мендельсон, Р. Шуман). Впервые в России здесь прозвучали произведения западно-европейских авторов того времени (Г. Берлиоза, Р. Вагнера, Ф. Листа). Русская музыка была представлена в основном сочинениями М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского; состоялись также премьеры симфонических и камерных сочинений композиторов «Могучей кучки» (1-я симфония А. П. Бородина, «Антар» Н. А. Римского-Корсакова). Позднее исполнялись произведения И. Брамса, М. Регера, Р. Штрауса, К. Дебюсси и других зарубежных композиторов; значительное место отводилось русской музыке. С 1863 периодически устраивались общедоступные концерты. В 1860-66 РМО проводило конкурсы русских композиторов.


И.Брамс Симфония №2 ре мажор, соч. 73

Концертный симфонический оркестр Московской консерватории,
дирижер Дмитрий Поляков
Большой зал Mосковской консерватории


Другой важной стороной деятельности РМО было основание в 1860 в Петербурге и Москве Музыкальных классов, послуживших базой для создания первых в России консерваторий, открывшихся в Петербурге (1862) и Москве (1866) и ставших крупнейшими центрами музыкального образования в России.

В первые годы оба общества в Петербурге и Москве существовали самостоятельно, однако по мере распространения влияния РМО по всей стране столичные об-ва, как и вновь открываемые, стали именоваться отделениями. В 1865 был принят новый устав и учреждена Главная дирекция РМО, в задачу которой входила координация деятельности провинциальных отделений. Они создавались в большинстве крупных культурных центров — в Киеве (1863), Казани (1864), Харькове (1871), Нижнем Новгороде, Саратове, Пскове (1873), Омске (1876), Тобольске (1878), Томске (1879), Тамбове (1882), Тбилиси (1883), Одессе (1884), Астрахани (1891) и др. городах. В 1901 г. отделение общества и музыкальные классы появились в губернском центре Восточной Сибири - Иркутске. На Урале первое отделение ИРМО возникло в 1908г. в Перми.На протяжении 2-й пол. 19 в. РМО играло ведущую роль в музыкальной жизни как Петербурга и Москвы, так и всей страны.


Фильм об истории Саратовской консерватории им. Л.В. Собинова


Открытые при многих отделениях РМО музыкальные классы в ряде случаев постепенно выросли в училища, а в наиболее крупных центрах были преобразованы в консерватории — Саратовскую (1912), Киевскую и Одесскую (1913), Харьковскую и Тбилисскую (1917). В новом уставе 1878 г. особое внимание уделялось положению и правам учебных заведений. Провинциальные отделения в большинстве своём испытывали хронический недостаток в квалифицированных музыкантах и помещениях для концертов и занятий. Правительственная субсидия, выдававшаяся РМО, была крайне недостаточной и предоставлялась в основном столичным отделениям. Наиболее широкую концертную деятельность вели Киевское, Харьковское, Саратовское, Тбилисское и Одесское отделения, они устраивали 8-10 концертов за сезон. Работа отделений плохо координировалась, что отрицательно сказывалось и на постановке преподавания в училищах и муз. классах: вплоть до кон. 19 в. учебные заведения не имели общих учебных планов и программ. На состоявшихся в кон. 19 — нач. 20 вв. в Петербурге съездах директоров муз. классов и училищ были сделаны лишь первые шаги к исправлению положения. Учреждённая в 1891 должность помощника председателя по музыкальной части многие годы оставалась вакантной (в 1909 этот пост занял С. В. Рахманинов).


Несмотря на многие трудности существования, РМО, отражавшее просветительские стремления передовых общественных кругов, сыграло прогрессивную роль в развитии русской профессиональной музыкальной культуры, в распространении и пропаганде музыкальных произведений, положило начало систематической концертной деятельности, способствовало росту музыкальных образовательных учреждений в России и выявлению национальных музыкальных достижений. После Oктябрьской революции РМО прекратило существование.

M. M. Яковлев

источник


Tags: Русское музыкальное общество, музыкальное образование
Subscribe

Posts from This Journal “музыкальное образование” Tag

promo barucaba march 6, 2016 13:39 2
Buy for 10 tokens
Музыка - это искусство звуков и каждый звук в ней имеет своё обозначение. Нота (лат. nōta — «знак», «метка») в музыке — это графическое обозначение звука музыкального произведения, один из основных символов современной музыкальной нотации. Вариации в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments