barucaba (barucaba) wrote,
barucaba
barucaba

Category:

Музыка начинается там, где слово бессильно. Клод Дебюсси

Настоящее знакомство с творчеством Дебюсси у меня началось с его скрипичной сонаты. Если бы человеческое отношение можно было измерить в каких-то единицах, то после того, как я её послушала и узнала историю её создания, музыка французского композитора стала ближе и понятнее на миллионы, если не миллиарды таких единиц... Дебюсси оказался удивительным человеком, впрочем, если бы он таковым не был, вряд ли его помнил бы и слушал весь мир... В своих письмах он дал ответы на многие вопросы, которые возникали у меня и даже предвосхитил некоторые из них...


(22 августа 1862 года, Сен-Жермен-ан-Ле — 25 марта 1918 года, Париж)

Эта соната явилась последним сочинением Дебюсси, его творческим завещанием и даже творческим подвигом. Смертельно больной, в суровые годы войны, голода и разрухи он нашел в себе силы закончить своё единственное произведение для солирующей скрипки и фортепиано. Более года работал композитор над нею и исполнил её сам 5 мая 1917 года со скрипачом Гастоном Пуле. Это был последний выход Дебюсси на концертную эстраду. О ситуации, в которой она была написана, можно судить по маленькой выдержке из письма композитора к другу Р. Годе: "Жизнь, когда приходится бороться за кусок сахара, за лист нотной бумаги, не говоря уж о хлебе насущном, требует гораздо более крепких нервов, чем мои".


И в том же письме: "Я закончил, наконец, сонату для скрипки и фортепиано... По весьма свойственному людям противоречию, она полна радостной суматохи. В будущем остерегайтесь произведений, как бы парящих высоко в небе, они так часто зарождаются во мраке угрюмейших умов".

А в письме к П. Валлери-Радо от 21 мая 1917 года Дебюсси ещё раз пишет об этой сонате: "Я и сам до сих пор хорошо ещё не пойму, чего она стоит... Благодаря феномену раздвоения личности - может быть и вполне естественному? - музыка её полна жизни, почти радостна. Не говорит ли это о том, как мала доля нашего участия в приключениях, куда ввязывается без нашего ведома наш мозг? "Дух веет, где хочет".



Соната написана в тональности g-moll (соль минор), экспрессивный тембр скрипки вдохновил композитора на музыку пылкую, полную горячего чувства. Соната соединила в себе и романтическую лирико-драматическую образность (1 ч.) и импрессионистическую утончённость (2 и 3 чч.), а также нечто идущее от неоклассицизма. Её эмоциональное содержание разнообразно, и "почти радостной", как её охарактеризовал композитор, назвать можно, пожалуй, только 3 часть (Соль мажор). Но это само по себе примечательно - последние страницы музыки, написанные Дебюсси за несколько месяцев до смерти, действительно полны жизни и радости.


Первая часть Allegro vivo романтична своей открытой эмоциональностью, мощными кульминациями, в том числе заключительной. В музыке отражена целая гамма чувств с неожиданными переходами от тихой задумчивости, нежности к горестному возбуждению, словно душа тоскует, протестует, смиряется... и вновь протестует. Словом, страстный монолог, страстная исповедь, полная душевного волнения и смятения.

Центральная часть сонаты Intermede - фантастическое скерцо.Танцевальный ритм, возникающий время от времени, томительные и экспрессивные лирические мелодии... Как и вся музыка скерцо, его форма причудлива и абсолютно свободна, своими контурами слегка лишь напоминая старинные ритурнельные формы.

Финал. Это своего рода "движение", perpetuum mobile. Кода подводит итог: она построена на мотиве ритурнеля, который постепенно возбуждаясь, приводит к долгим и ликующим трелям у скрипки в сопровождении фигураций фортепиано. Поистине ликующей получилась кода всего творчества Клода Дебюсси.

Кокорева Л. Клод Дебюсси: Исследование.




Tags: Дебюсси, соната для скрипки и фортепиано, французские композиторы
Subscribe

Posts from This Journal “Дебюсси” Tag

  • Манящие голоса загадочных "Сирен" Клода Дебюсси

    Из античных преданий всем известно, какую опасность таят в себе моря, населённые демоническими существами. Неминуемую гибель несла встреча с…

  • Rêverie

    Reverie Затих блестящий зал и ждёт, как онемелый... Вот прозвучал аккорд под опытной рукой, И вслед за ним, дрожа, неясный и несмелый,…

  • ДЕБЮССИ - САДЫ ПОД ДОЖДЁМ

    ДЕБЮССИ - САДЫ ПОД ДОЖДЁМ François Chaplin - Debussy - Jardin sous la pluie САД ПОД ДОЖДЕМ Окно открыто. Дождь струится, И…

promo barucaba march 6, 2016 13:39 2
Buy for 10 tokens
Музыка - это искусство звуков и каждый звук в ней имеет своё обозначение. Нота (лат. nōta — «знак», «метка») в музыке — это графическое обозначение звука музыкального произведения, один из основных символов современной музыкальной нотации. Вариации в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments