barucaba (barucaba) wrote,
barucaba
barucaba

Category:

Беседы с Мравинским

Рассказывает Андрей Андреевич Золотов, профессор, известный искусствовед, художественный и музыкальный критик, заслуженный деятель искусств России:

Евгений Александрович Мравинский...

67aecbd51af2ae09922196dfde2 (631x700, 21Kb)


Это был величайший русский дирижер, один из великих дирижеров ХХ века – без малейшего преувеличения. Это воплощение идеального русского художника, который не отделял себя от Церкви ни на минуту. Я его снимал, остались работы мои и моих коллег – десять  часов дирижирующего Мравинского, беседующего со мной и репетирующего — это уникальный художественный документ. И из этих десяти фильмов только два сняты в живом концерте.


(600x421x123)S_Mravinskim_2 (600x421, 16Kb)
Андрей Андреевич Золотов с Евгением Мравинским

Я хотел продолжать с ним работу, понимая, что его внутренняя жизнь настолько интенсивна и возвышенна, что, конечно, публика в кадре приобретает определенное значение, но не более того. Тогда я начал его уговаривать сниматься в пустом зале: потом публика увидит по телевизору, т.е. услышит музыку в вашем исполнении. Это ему совершенно не было нужно, ему в тот момент было уже 70 лет, и он был выше этого. Но однажды он мне сказал: «В сущности, присутствие публики в зале — это условность. Ее может быть больше или меньше, а играть надо для Господа Бога». Я это воспринял и стал убеждать его сниматься в пустом зале: замечательно, для Него и будем играть в пустом зале, а я буду снимать. На этом договорились. Это отдельный роман, как я его уговаривал: до последней минуты все могло сорваться. И когда я снимал его, то пытался визуально трактовать концертный зал (бывшее Дворянское собрание в Петербурге) как храм, а его — если не как священнослужителя, то как человека священнодействующего. Это так и было на самом деле: вся его работа была священнодействием.

О нем можно много говорить. Это был человек концентрированной духовности. Что это означает – что они бегали по улицам, устраивали демонстрации? Нет. Они работали, создавали такие образцы искусства, которые возвышали Россию. Мравинский был одним из трех-пяти крупнейших дирижеров мира. Когда Герберт фон Караян был со своим оркестром в Петербурге на гастролях, Мравинский пошел послушать репетицию. Он вышел на хоры в зале, а Караян спиной почувствовал, что на него смотрят, обернулся, увидел Мравинского, поднял оркестр и сказал: «Я прошу приветствовать моего учителя». Мравинский ненамного был старше Караяна, но это были люди одной высоты – заоблачной.

Мы часто общались с Мравинским. Иногда Евгений Александрович звонил и говорил: приезжай. Я садился в поезд, ехал, мы встречались и о многом говорили.


(600x414x123)S_Evgeniem_Mravinskim_na_otdikhe (600x413, 44Kb)
С Евгением Мравинским на отдыхе

Эманация духовной передачи. Это был человек колоссальной культуры – он писал стихи, обладал литературным дарованием. Сейчас его вдова, музыкант и профессор Александра Вавилина-Мравинская, чудная флейтистка (она играла на флейте в оркестре и до сих пор профессор Санкт-Петербургской консерватории) подготовила и издала толстый том дневников Мравинского. Сегодня многие путают: записи для себя, как было у Свиридова, это не дневники. Это собрание записей для себя – Свиридову всегда нужно было письменно фиксировать что-то для себя, думать – таковы были особенности внутреннего мыслительного процесса композитора. Смешная деталь: мы со Свиридовым разговаривали практически каждый день, виделись раз, а то и два в неделю, и он мне писал открытки с таким содержанием: Жаль, редко видимся. Но при этом – какое понимание другого! Ощущение некоего духовного присутствия – назовем это так. Отношение к другому человеку не только как к равному, но и колоссальный интерес к этому человеку. Иные известные люди общаются с вами только потому, что вы можете им быть как-то так или иначе быть полезными – прославить их как-то, написать о них что-то. Но вы сами по себе им малоинтересны. Но очень мало людей из числа тех, чьим вниманием дорожит общество, которым вы интересны сами по себе, безотносительно к тому, что вы для него сделали. Конечно, и Свиридов, и Мравинский принадлежали к этим удивительным людям.


(600x399x123)S_Mravinskim (600x398, 21Kb)

Вот я думаю, в чем еще заключается духовные свойства личности – что-то передается вам, вы сами приобретаете доселе не бывалое значение – вы сами о себе больше начинаете понимать, вы сами возрастаете в собственных глазах.

Источник

Беседы с Мравинским
Документальный фильм

Сценарий и комментарий: Андрей Золотов
Режиссер: Святослав Чекин

1984




Пётр Ильич Чайковский
Симфония № 5 ми минор, соч. 64

Репетиция, беседа и исполнение

1. Andante. Allegro con anima (20:10)
2. Andante cantabile, con alcuna licenza (33:40)
3. Вальс. Allegro moderato (45:20)
4. Andante maestoso. Allegro vivace (50:43)

Комментарий: Андрей Золотов

Дирижер: Евгений Мравинский
Большой зал филармонии

Tags: Золотов, Мравинский, дирижёры
Subscribe

Posts from This Journal “Золотов” Tag

promo barucaba март 6, 2016 13:39 2
Buy for 10 tokens
Музыка - это искусство звуков и каждый звук в ней имеет своё обозначение. Нота (лат. nōta — «знак», «метка») в музыке — это графическое обозначение звука музыкального произведения, один из основных символов современной музыкальной нотации. Вариации в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments