barucaba (barucaba) wrote,
barucaba
barucaba

Category:

Альфред Шнитке. Соната для виолончели и фортепиано

Скажу честно, пишу первый раз об Альфреде Гарриевиче Шнитке. Поскольку, если не считать его музыки к кинофильмам, творчество этого композитора оставалось вне сферы моих интересов. И хотя музыки мне ежедневно приходится слушать много и разной, таких композиторов пока не так уж мало... Для того, чтобы их музыка стала близкой и понятной, должно произойти что-то, что способно радикально изменить её восприятие, отношение к ней, точку зрения и т.д. В данном случае это "что-то" произошло на одном из концертов, где прозвучала Виолончельная соната Шнитке.  Возможно, очень много зависит от исполнителя, а не от самой музыки... У одного она кажется шедевром, у другого вызывает недоумение или нагоняет сон и скуку... В первом случае сразу понимаешь, что слышишь Музыку, какой бы она ни была. Потому что она наполнена смыслами, содержанием, чувствами. Это не набор пусть даже высокотехнично исполненных звуков...

Привожу довольно объёмную вступительную статью, раскрывающую особенности музыки Шнитке, смысл его творчества. Но её можно и не читать, а сразу перейти к сонате, поскольку во время прослушивания всё здесь сказанное и так становится ясным и понятным...

Музыка А.Шнитке. Художник Василий Ленивкин

В творчестве этого уникального композитора привычное выглядит иначе, любая проблема соседствует с антитезой. Все, казалось бы, и ясно, но неоднозначно. То, что лежит на поверхности, видится вдруг с разных точек зрения. Трезвучия, простейшие интервалы - они здесь на каждом шагу. Мы слышали их много раз в другой музыке. И все же именно сейчас они особым образом приковывают внимание, заставляя прислушаться, словно притягивая невидимым магнитом. За ними, как в системе зеркал, встает длинный ряд отражений, ассоциаций, уводящих к основам смысла, к опыту самой жизни. Корневой, глубинный смысл музыкального языка раскрывается порой в оборотах многократно “бывших в употреблении”. Но Шнитке снимает с них шелуху этих употреблений, счищает закостеневшие наросты, проясняет то, что Андрей Белый называл “заобразным, прародимым”. И это не простая реставрация смыслов, как часто бывает при стилизации. Шнитке нисходит к предельной простоте языка, к его неделимому атому; затем - укрупняет его, превращает в знак, вбирающий свет истории.

Музыка приобретает новое измерение, как порой человеческие поступки - новую точку опоры. По сути, вся музыка Шнитке является попыткой сделать осязаемым это новое “измерение”. В чем оно? В глубинном подтексте происходящего, в объемности символики любого звука, темы, образа. Произведения Шнитке не исчерпываются реальным звучанием: след от них остается в памяти надолго, заставляя размышлять, иначе, глубже посмотреть на все услышанное. Его музыка входит в нашу жизнь неиллюзорной, духовной реальностью.



Почти магнетические линии пронизывают музыку Шнитке. Ее смысл никогда не раскрывается сразу, с первого взгляда, в виде готовой информации, но требует вхождения, вживания - являясь, по существу, таким же процессом испытания или исследования, как и сама реальность. Смысл целого раскрывается порой лишь в самом конце, с последним итогом всего происшедшего. А все прежнее оказывается подготовкой, нащупыванием этого внезапно открывшегося нового измерения музыки. На концертах, где исполняется музыка Шнитке, всегда много слушателей. Это люди разные; но все они находят в его сочинениях что-то для себя важное - то, что помогает лучше понять жизнь, время, культуру. У Шнитке присутствие символического плана становится постоянным. Любое его сочинение - это не просто текст, но еще и некий текст в тексте, подводная часть явного. Это не просто музыка, но раздумье о ней и монтаж разных музык. Симфония, соната, концерт разворачиваются не столько как конструкция, сколько как цепь взаимосвязанных или конфликтных событий.


Борьба полярностей, неровность пульса, фаустовская неоднозначность - в этом нерв творчества Шнитке. Беспокойное и точное ощущение двуединства мира пронизывает всю музыку композитора. Возникнув, любой, даже самый простой образ погружается в сложный контекст окружающих событий или сталкивается со своей противоположностью.

...Музыка Шнитке - феномен особого рода. В его сочинениях многое из того, что составляет духовную атмосферу времени. Для Шнитке не существует “своего” и “чужого”, старого и нового , его творчество расширяет наши представления о единстве мира и универсальном характере человеческой культуры. (А.В. Ивашкин. Беседы с Альфредом Шнитке)

Соната для виолончели и фортепиано № 1 (1978)
I. Largo
II. Presto
III. Largo

Потрясающее исполнение!!!

Heinrich Schiff-Violoncello
Paul Gulda-Piano


Tags: Шнитке, композиторы, соната для виолончели и фортепиано
Subscribe

Posts from This Journal “соната для виолончели и фортепиано” Tag

promo barucaba march 6, 2016 13:39 2
Buy for 10 tokens
Музыка - это искусство звуков и каждый звук в ней имеет своё обозначение. Нота (лат. nōta — «знак», «метка») в музыке — это графическое обозначение звука музыкального произведения, один из основных символов современной музыкальной нотации. Вариации в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments