barucaba (barucaba) wrote,
barucaba
barucaba

Category:

Вензель Иоганна Себастьяна Баха

Вензель И.С. Баха - одна из самых красивых монограмм (фигура в центре). Она украшает каждый том Нового полного собрания сочинений композитора (Neue Ausgabe samtlicher Werke; сокращенно NBW). А если учесть, что это не просто изысканный орнамент, а рисунок, имеющий глубокий и в высшей степени индивидуальный - а потому уникальный - смысл, то станет ясно, что рисунком можно не только наслаждаться, но его необходимо и понять. После того как мы разложили монограмму на элементы, становится совершенно ясно, что это инициалы композитора, написанные традиционно (элемент показан слева), и их зеркальное отражение (показано справа). Теперь, когда мы видим эти элементы по отдельности, их легко распознать в вензеле. Но это еще не все, что заключено в монограмме. Ее венчает корона. Включение короны в вензель объясняется тем, что Бах в тот период ожидал своего назначения на пост придворного композитора курфюрста Саксонского.

 (400x192, 18Kb)

J[ohann] S[ebastian] B[ach] Окончательный J[ohann] S[ebastian] B[ach]
вариант (зеркальное отражение)
Примечательно, что эта монограмма изображена на хрустальном кубке, подаренном Баху в 1735 г.

 (128x203, 8Kb)

Над монограммой надпись: «Vivat». На противоположной стороне имя Баха, записанное нотами:
В - А - С - Н, подразумевающее и «баховское число» - 14. Кстати, указание на это число имеется и в вензеле: ему соответствуют четырнадцать лепестков, украшающие внешний контур рисунка.
Итак, мы видим, что вензель содержит в себе много символических деталей. Приведение их в некое художественное единство даже для Баха, с его поразительной способностью изобретать и комбинировать всё новые и новые формы, было, по-видимому, непростым делом. К этому конечному результату он пришел после ряда поисков. Свидетельство одного из этапов работы дошло до нас. В 1733 г. его монограмма была такой:

 (143x127, 3Kb)

Нельзя отказать этой монограмме в изобретательности и определенной элегантности, хотя также очевидно, что окончательный вариант во всех отношениях богаче, параднее и многозначительнее.
И последняя параллель: во многих баховских произведениях, особенно для сольных инструментов, можно встретить мелодические фразы, как правило в конце, которые и своей нотной графикой, и своим смысловым значением сродни заключительному росчерку пера - баховской подписи, после которой каденция, завершающая произведение, ассоциируется с печатью.

Александр МАЙКАПАР
Опубликовано в журнале «Искусство», № 16(376),
16–31 августа 2007 (И.С. Бах)

J.S. Bach - Passacaglia and Fugue in C minor BWV 582




Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Tags: Бах, композиторы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo barucaba март 6, 2016 13:39 2
Buy for 10 tokens
Музыка - это искусство звуков и каждый звук в ней имеет своё обозначение. Нота (лат. nōta — «знак», «метка») в музыке — это графическое обозначение звука музыкального произведения, один из основных символов современной музыкальной нотации. Вариации в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments