barucaba (barucaba) wrote,
barucaba
barucaba

Category:

Чешский композитор Ян Ладислав Дюссек

Ян Ладислав Дюссек (Дусик, Душек) (чеш. Jan Dusík, также Duschek или Düssek; 12 февраля 1760, Часлав, Королевство Богемия — 20 марта 1812, Сен-Жермен-ан-Ле, Франция) — чешский композитор и пианист, крупный представитель чешской музыки второй половины XVIII и начала XIX века; предвозвестник некоторых особенностей музыкального Романтизма.


Семья Дюссеков имеет чрезвычайно длинную историю профессиональных музыкантов, начиная, по крайней мере, еще с деда Ян Ладислава — Яна Йозефа Дюссека (с 1712 г.). Прочные музыкальные корни были также у моравской ветви семьи, по крайней мере до 1970-х годов. Мать Ян Ладислава, Вероника Дюссик (урожденной Штебетова), играла на арфе, инструмент, для которого её сын много писал, наряду с фортепиано. Его отец, Ян Йозеф, был также известным органистом и композитором. Ян Ладислав, старший из трёх детей, родился в чешском городе Часлав, где преподавал его отец, и играл на органе. Свои первые уроки музыки он получил от отца, который стал учить Яна фортепиано с 5-и лет и органу в возрасте 9 лет. У маленького Яна были также хорошие голосовые данные, поэтому он также пел в церковном хоре собора Святого Румбольда в Мехелене.

Часлав - родной город Дюссека

Дюссек изучал музыку в гимназии иезуитов в Йиглаве, где он учился у Ладислава Шпинара, директора хора. С 1774 года по 1776 год он учился в гимназии иезуитов в Кутна-Гора, где он также служил органистом в иезуитской церкви Святой Варвары. В 1776 году он отправился в новую городскую гимназию в Праге, где о нём отзывались как о ленивом студенте. В 1777 году поступил в университет в Праге, где его обучение продлилось лишь один семестр.
Собор Святой Варвары — самый известный архитектурный памятник Кутной-Горы, второй по величине и значимости готический храм Чехии

Творчество

Дюссек — один из первых пианистов-виртуозов, путешествовавших по всей Европе. Он выступал в концертных залах от Лондона до Санкт-Петербурга и Милана, и был знаменит своим техническим мастерством. Во время почти десятилетнего пребывания в Лондоне он сыграл важную роль в расширении размера фортепьяно, и был удостоен одним из первых 6-футовых (1,8 метра) пианино Джона Бродвуда.

Концерт для фортепиано с оркестром Фа мажор, op.17

Однако, ни его стиль игры, ни его состав, не имели никаких заметных долгосрочных последствий. Хотя высказано предположение, что Франц Лист был преемником Дюссека в области фортепианной виртуозности. И хотя его музыка продолжала быть популярной в Великобритании XIX века, сейчас она практически неизвестна.


Концерт для фортепиано с оркестром соль минор, Op.49 (1801)


Дюссек был предшественником романтических композиторов, особенно Шопена, Шумана и Мендельсона. Многие из его произведений поразительно расходятся с преобладающим стилем позднего классицизма других композиторов того времени. Однако, несмотря на его отход от основных идей современников Гайдна и Моцарта, стилистическое влияние Дюссека на более поздних композиторов было ограничено, поскольку его работы практически не известны за пределами Англии. Эволюция стиля у Дюссека показывает, что он проводил независимую линию развития, которая, однако, как предполагается, не оказала сильного влияния на развитие раннего романтизма (несколько в духе Джезуальдо).


Концерт для двух фортепиано с оркестром - 1 часть


Его наиболее известные работы включают несколько крупных сольных пьес для фортепиано, фортепианные сонаты, много фортепианных концертов, сонат для скрипки и фортепиано, музыкальную драму, а также различные произведения камерной музыки, в том числе «Трио для фортепиано, валторны и скрипки», и необычные сонаты для фортепиано, скрипки, виолончели и ударных, озаглавленных «Морской бой», что является чрезвычайно редким примером камерной музыки, предшествующей XX веку, которая включает перкуссии.


Сочинения

Подавляющее большинство произведений Дюссека тем или иным образом включают в себя фортепиано. Он написал 35 сонат для фортепиано и 11 для фортепианного дуэта, а также многочисленные другие работы разных конфигураций. Его камерная музыка включает 65 скрипичных сонат, 24 фортепианных трио, а также ряд произведений для арфы или арфы с фортепиано. Оркестровые произведения были ограничены концертами, в том числе 16-ю для фортепиано, 4-мя для арфы, и одним для двух фортепиано. Он написал небольшое количество вокальных произведений, в том числе 12 песен, кантату, мессу, и одну оперу «Пленник Спилберг».


Соната для арфы до минор (op. 35, no. 3)

Было высказано предположение, что это произведение на самом деле написано женой Яна Ладислава Дюссека, Софией Джустиной Дюссек. София Джустина Дюссек, урожденная Corri, позже Moralt (1775-1831) была шотландской певицей, пианисткой, арфисткой и композитором итальянского происхождения. Она была хорошо известна как сопрано и автор песен. В 1792 году София вышла замуж за композитора Яна Ладислава Дюссека.


Sophia Giustina/Jan Ladislav Dussek


Каталогизация работ имеет свою собственную историю. Творчество Дюссека исторически было трудно организовать, отчасти из-за числа издателей, которые первоначально публиковали его работы, а также по причине того, что некоторые из его работ были опубликованы более чем одним издателем. Некоторым работам, опубликованным несколькими издателями, были присвоены различные опусы, иногда разным опусам различными издательствами был присвоен тот же номер.

Соната для фортепиано op.9 no.1 - Allegro non tanto


Компания «Артария» опубликовала тематический каталог его произведений, который является неполным, новый тематический каталог был разработан в 1964 году. Работы пронумерованы в порядке возрастания и им был предписан префикс «С» или «Craw», работам сомнительного происхождения, перечисленным в отдельном разделе, даны номера с префиксом «Craw D».

Трио для арфы, скрипки и виолончели (1797)


Дюссек — автор нескольких работ об искусстве игры на фортепиано или клавесине, опубликованных в Англии, Австрии, Дании и Италии.

Tags: Дюссек, чешские композиторы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo barucaba march 6, 2016 13:39 2
Buy for 10 tokens
Музыка - это искусство звуков и каждый звук в ней имеет своё обозначение. Нота (лат. nōta — «знак», «метка») в музыке — это графическое обозначение звука музыкального произведения, один из основных символов современной музыкальной нотации. Вариации в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments