...Нужно раздвинуть время, чтобы увидеть венскую квартиру Франца Шуберта, свет сквозь шторы, красную розу на чёрном рояле. Шёл 1828 год. Шуберт получил из издательства "Диабелли и Каппи" свою фа-минорную фантазию и выполнил обещанное. На титульном листе альбома он написал: "Посвящено графине мадемуазель Каролине Эстергази Де Галанта". За пышным титулом скрыта хрупкая девочка, с которой у него, вопреки выдумкам сценаристов, не было романа. Но юная графиня сумела поселиться в его сердце, Франц был изумлён и покорён. Он писал другу: "Одна красота должна вдохновлять человека всю его жизнь. Отблеск этого вдохновения должен освещать всё остальное". Через несколько месяцев он умер в Вене - после краткого недомогания. Его погубила плохая вода, он заразился тифом.
К этим годам Бетховен, которого Шуберт обожал, считал учителем и даже завещал похоронить себя на том же кладбище, ещё не создал своих главных произведений - ни Героической, ни Пасторальной, ни Девятой симфонии. Шекспир ещё не написал "Гамлета". Сервантес - "Дон Кихота".
Но Шуберт, которого почти не знали современники - успел себя обессмертить, создав невероятное количество произведений, среди которых на удивление много не просто хороших, а высочайшей пробы."Фантазия для фортепиано в четыре руки фа минор, опус 103"...
Над всеми дуэтами Шуберта возвышается фа-минорная фантазия, написанная в последний год жизни. Это бесспорно лучшая из фортепианных фантазий композитора, полная поэтического обаяния и драматизма.
По материалам статьи Анатолия Головкова
Journal information