barucaba (barucaba) wrote,
barucaba
barucaba

Categories:

Гармония красоты... Композитор-странник Доменико Циполи

Красота мира материального и красота мира духовного... Гармония звуков, гармония форм, гармония чувств...

Aria from Suite in F Major

Сама история обретения нами в двадцатом веке наследия итальянского композитора Доменико Циполи (Domenico Zipoli) - фантастический расcказ. А пропущенные места его биографии так и тянет домыслить. Кто-то из русских философов заметил, что сотворение истории есть неизбежно сотворение мифологии. В этом процессе многие первостепенные имена отодвигаются на второй план, а что-то со временем теряется вообще. ...что-то теряется в самом буквальном смысле... а очень редко – находится двести пятьдесят лет спустя, опровергая сложившиеся вымыслы.

Доменико Циполи - один из интереснейших деятелей музыкального барокко, композитор-странник. Благодаря ему в церквях индейских поселений зазвучала европейская музыка. Циполи родился в итальянском городе Прато. Там он получил начальное музыкальное образование. В 1707 году, под покровительством Козимо III, великого герцога Тосканского, Циполи стал учеником органиста Джованни Мария Казини во Флоренции. В 1708 году он недолго учился у Алессандро Скарлатти в Неаполе, затем в Болонье и наконец в Риме у Бернардо Пасквини. Около 1715 года он получил престижную должность органиста в церкви Иль-Джезу в Риме. В начале следующего года, он закончил свою самую известную работу — сборник пьес для клавишных под названием Sonate d'intavolatura per organo e cimbalo.


Сюита си минор


По неизвестным причинам, в 1716 году Циполи отправился в испанский город Севилья, где 1 июля вступил в ряды иезуитов для того, чтобы его направили по иезуитской редукции в испанскую колониальную Америку, в Парагвай. Послушником он покинул Испанию с группой из 53 миссионеров, которые достигли Буэнос-Айреса 13 июля 1717 года. Он завершил своё  духовное обучение в Кордове (1717—1724), хотя, из-за отсутствия доступного епископа, он не мог быть рукоположен в сан священника. На протяжении этих нескольких лет он занимал пост музыкального руководителя местной иезуитской церкви. Вскоре его работы стали известны в перуанском городе Лима. 2 января 1726 года Циполи умер в иезуитском доме в Кордове, пораженный неизвестным  заболеванием. Его захоронение затеряно.

При реставрации церкви в миссии Консепсьон на границе Парагвая и Аргентины в 1978 году было найдено порядка 600 музыкальных рукописей монахов-иезуитов, где среди  прочих были ранее неизвестные сочинения Циполи, швейцарца Мартина Шмидта, соратника Доменико по орденскому служению и других.

Здесь и начинается самое удивительное, в том числе самая фантастическая и невероятная часть биографии - посмертная история музыки, не имеющая аналогов. Боливийские Чикитос обитали в труднодоступной местности и сопротивлялись миссионерской деятельности больше остальных племен, например Гуарани, вся территория которых к началу восемнадцатого века уже была под юрисдикцией ордена.

Однако, вступив в союз с орденом и в его лице с Испанией для защиты от наступавшей португальской армии, оказались самыми лояльными и преданными, и сохранили уклад, которому научили их монахи не только после исхода ордена, но и до наших дней.

День святого Игнасио Лойолы которого племя избрало своим покровителем отмечается традиционным фестивалем и по сей день. Нетрудно представить, каким кладом оказалось обнаружение этой традиции для сторонников "аутентичной музыки”.


Te Deum - Domenico Zipoli


В 1831 году французский палеонтолог Альсид д’Орбиньи во время визита редукции Сан Хавьер (территория современной Боливии, ее нижняя, тропическо-лесная часть) записал в дневнике:

- Я посетил в компании местного администратора церковь в воскресный день. Мне посчастливилось услышать высокую мессу в итальянском стиле. Я был сильно удивлен, услышав эту музыку в местности заселенной одними индейцами, поскольку подобное качество исполнения я ожидал встретить разве что в богатейших городах Нового Света. С одной стороны церкви находился хормейстер, с другой – дирижер руководил гармонией целого. Каждый певец и музыкант имел перед собой ноты и получал от исполнения удовольствие. Альты и скрипки были изготовлены самими индейцами. Я никогда не слышал ничего столь совершенного на американском континенте...


Соната ля мажор.

На этом видео - уникальные кадры, иллюстрирующие ту обстановку, в которой жил и творил Доменико Циполи в Южной Америке и, конечно же, его необыкновенно красивая, проникновенная музыка...

источник



Tags: Циполи, итальянские композиторы
Subscribe

Posts from This Journal “итальянские композиторы” Tag

  • Джованни Сгамбати

    Джованни Сгамбати (итал. Giovanni Sgambati; 28 мая 1841, Рим — 14 декабря 1914, там же) — итальянский пианист, дирижёр и…

  • Джузеппе Верди. Quattro pezzi sacri

    Как всё начиналось... Тема была четырёхтактной. Она не отличалась от сотен других, подобных ей тем. Обычная фигура музыкальной риторики,…

  • Винченцо Беллини. Концерт для гобоя с оркестром

    Итальянский композитор Винченцо Беллини вошел в историю музыкальной культуры как выдающийся мастер бельканто. На обороте одной из золотых медалей,…

promo barucaba march 6, 2016 13:39 2
Buy for 10 tokens
Музыка - это искусство звуков и каждый звук в ней имеет своё обозначение. Нота (лат. nōta — «знак», «метка») в музыке — это графическое обозначение звука музыкального произведения, один из основных символов современной музыкальной нотации. Вариации в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments