barucaba (barucaba) wrote,
barucaba
barucaba

Category:

Гамелан - музыкальное волшебство

У Константина Бальмонта есть такие стихи:
Гамеланг, как море –  без начала,
Гамеланг, как ветер – без конца.
Стройная яванка танцевала,
Не меняя бледного лица.
За горой звенит металл певучий,
Срыв глухой и тонкая струна.
Гамеланг – как смерть сама, тягучий,
Гамеланг – колодец снов без дна.
Что это за чудо такое - гамелан? И как он звучит?
Вечерний воздух напоен ароматом экзотических цветов. В сумерках слышно только журчание воды да пение птиц, но вдруг в эти ставшие привычными звуки вплетается едва уловимый, мелодичный звон. Поначалу кажется, что это какая-то игра воображения, но вот странные звуки становятся громче и отчетливее. Постепенно они сливаются в четко различимую, завораживающую мелодию, прозрачную и загадочную, как лунный свет, который серебрит окрестности. Где-то рядом началось представление теневого театра ваянг (wayang), неотъемлемой частью которого является музыка традиционного  оркестра гамелан (gamelan).

 (410x309, 48Kb)
История его возникновения уходит корнями в седое прошлое Индонезии. Впервые он появился на острове Ява более тысячи лет назад, а уже оттуда попал на Бали. На каменных плитах знаменитого яванского храма Боробудур, возведенного в конце VIII – начале IX веков, можно видеть изображения музыкантов, которые играют на инструментах, напоминающих инструменты гамелана. В состав современного оркестра их может входить до тридцати –  ударные, смычковые, духовые и щипковые.
Главная роль в гамелане принадлежит многочисленным ударным типа металлофонов и ксилофонов. Музыкант играет на них, ударяя по металлическим или деревянным пластинкам специальным молоточком с мягкими наконечниками. В крупных оркестрах главную тему ведет металлофонический сарон (saron). Ему аккомпанирует гамбанг (gambang). Хотя выглядит он просто – два десятка простых деревянных дощечек – звук при ударе получается ни с чем не сравнимый. В небольших оркестрах ведущую роль обычно играет гонговый бонанг (bonang), большой, средний или малый. Это примерно полтора десятка маленьких гонгов, подвешенных в два ряда над звучащим деревянным ящиком. Звук у них мягкий и певучий. Он долго длится и медленно угасает, завораживая слушателей.

 (500x336, 26Kb)

Как Бали невозможно представить без гамелана, так гамелан невозможно представить без большого гонга (kenong). Его низкие звуки ставят акценты в нужных местах главной темы, а барабан в форме песочных часов – кенданг (kendang) –  определяет такт и темп мелодии. Если кенданг двусторонний, то по одной его коже ударяют пальцами левой руки, а по другой деревянными палочками. На одностороннем же кенданге играют только пальцами.
Музыка гамелана похожа на орнамент, такая же замысловатая и красочная. Но без ребаба (rebab) и челемпунга (celempung) её невозможно было бы сравнить с бегущей водой. Двух- или трехструнный смычковый ребаб возглавляет группу струнных инструментов, а челемпунг, напоминающий цитру на ножках, служит для обрамления мелодии, в которую вплетается голос сулинга (suling). Это продольная деревянная флейта длиной 85 сантиметров. Она обладает мягким, приглушенным звуком с сильной вибрацией. Вместе эти инструменты создают иллюзию, что где-то рядом вода, которая бежит то быстро, то медленно, журчит то громко, то тихо. Ее пением  не устаешь наслаждаться.
Музыка гамелана совсем не похожа на западную и  поначалу может вызвать изумление и даже непонимание. В ее основе лежит либо пятизвучный звукоряд (слендро), либо семизвучный (пелог). Если на Западе существует специальное нотное письмо, то балийскую музыку редко записывают. Самое главное для нее – импровизация. Каждый музыкант волен интерпретировать по-своему существующее произведение, так что в исполнении разных оркестров оно может звучать по-разному. Более того, многие композиции гамелана уникальны и никогда не повторяются, ведь музыканты каждый раз вносят в свою игру что-нибудь новое. Можно подумать, что при такой манере исполнения никакой музыки не получится, будет сплошная какофония. Но это вовсе не так. Гармоничность достигается за счет сыгранности оркестра и музыкальности исполнителей. Каждый участник может играть на всех инструментах оркестра, и этому учатся с раннего детства на протяжении долгих лет. Музыканты гамелана исключительно мужчины, которые ещё и поют хором, зато все солистки – женщины. Можно сказать, что гамелан – это очень сложный живой организм, а каждый музыкант – его составная часть, от которого зависит звуковая палитра всего оркестра.
Выразительные возможности гамелана невероятно богаты. Музыка вроде бы всегда одна и та же, но при этом постоянно меняется до неузнаваемости.  Бравурная и оживленная мелодия сменяется тихой и нежной, а потом вновь оживает, обогащаясь новыми оттенками и звуками. Говорят, достаточно лишь однажды вслушаться в задумчивые переливы, как навсегда становишься их пленником.

 (400x190, 34Kb)

Возможно, это неспроста, ведь, как и все на Бали, гамелан обладает мистическими свойствами. Он сопровождает балийцев на протяжении всей их жизни от рождения до смерти. Каждое театральное представление, независимо от его жанра, непременно идет в музыкальном сопровождении. Музыку гамелана можно также услышать на любом семейном празднике. И, конечно же, ни один из многочисленных местных обрядов не обходится без его участия. А как же иначе?  Ведь внутри каждого инструмента живут духи, которые могут быть весьма полезны, если найти к ним правильный подход. Подход и в прямом и в переносном смысле, ведь одно из правил обращения с инструментами категорически запрещает через них перешагивать! Их нужно обходить, почтительно согнувшись и приложив руку к сердцу, подобно тому, как приветствуют всеми уважаемых пожилых людей. По сей день любому выступлению гамелана предшествует особый ритуал – главному, самому священному гонгу, обязательно делается подношение в виде благовоний и горок вареного цветного риса. Еще одно правило, касающееся старинных гамеланов, запрещает вывозить из постоянных помещений, где они находятся, чтобы не накликать беду.
Самих музыкантов присутствие духов не пугает, ведь играть в оркестре – это величайшая честь. Во время исполнения они погружаются в состояние, похожее на транс, становясь единым целым со своим инструментом. Да и слушателей эта музыка заставляет забыть о реальности. Она уводит в другой мир, населенный благородными древними героями, могущественными демонами и духами предков, особенно когда сопровождает представления традиционного теневого театра ваянг кулит, который и сам обладает мистическими свойствами.
Сам гамелан нужно не только слушать, его надо ещё и смотреть. Наблюдать за тем, как виртуозно музыканты обращаются со своими инструментами просто одно удовольствие. Да и вообще это очень красочное зрелище. Все исполнители непременно одеты в яркие национальные костюмы и сидят на традиционных циновках, поджав под себя ноги. Каркасы инструментов изготовлены из тикового дерева, украшенного затейливой резьбой, и покрыты позолотой. Они так и притягивают взгляд. Звучащие части сделаны из медных сплавов и загадочно мерцают в лунном или солнечном свете, смотря по тому, когда и где проходит выступление.

источник







Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Tags: Бали, гамелан, музыкальная культура народов мира, музыкальные инструменты
Subscribe

promo barucaba march 6, 2016 13:39 2
Buy for 10 tokens
Музыка - это искусство звуков и каждый звук в ней имеет своё обозначение. Нота (лат. nōta — «знак», «метка») в музыке — это графическое обозначение звука музыкального произведения, один из основных символов современной музыкальной нотации. Вариации в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments