barucaba (barucaba) wrote,
barucaba
barucaba

Categories:

Развлечения и игры дворянской эпохи. ИГРАЛЬНЫЕ КОСТИ. ШАХМАТЫ

Оригинал взят у museum_tarhany в Развлечения и игры дворянской эпохи. ИГРАЛЬНЫЕ КОСТИ. ШАХМАТЫ
К играм, имевшим целью выигрыш, вызов на поединок судьбы, результат которых зависел большей степени от случая, относили ИГРАЛЬНЫЕ КОСТИ, или ЗЕРНЬ. О степени их популярности свидетельствует частое упоминание о них в мемуарной литературе.
А.В. Щепкина, сестра писателя Н.К. Станкевича, вспоминая детство, писала: «По вечерам в имении бабушки ожидали разного рода удовольствия: играли в карты, бабушка забавлялась черно-белыми косточками, хотя сама считала подобное препровождение времени предосудительным... Такие небольшие кости с белой и черной сторонами назывались зернь. Успех определялся тем, какою стороной упадут они при выбрасывании. Игравшие делали ставки на определенный цвет. Искусники всегда умели их бросить так ловко, чтобы они падали той стороной, какою хотелось».

В отличии от зерни, игральные кости имели объемную, кубическую форму с известным числом очков или цифрами на боках. Пару костей бросали из стопки и считали очки. У каждого счета на костях имелись свои названия: 2 очка – голь, 3 – трека, 4 – чека, 5 – петух, 7 – комитетская, 11 – с пудом, 12 – полняк, своя такая – т.е. та же, что у противника. На каждое очко назначалась своя сумма денег. Удача улыбалась тому, кто выбрасывал кости на большую против других сумму. Другим, упрощенным вариантом игры был «чет-нечет», т.е. противниками оговаривалась не сумма очков, а четное или нечетное число выпавших костей. Воспоминаний о подобном увлечении в имении Арсеньевой никто не оставил, а вот находка, сделанная при раскопках фундамента дома ключника – ФИГУРКА ШАХМАТНОГО КОНЯ – позволяет сделать предположение о другом развлечении в Тарханах – игре в ШАХМАТЫ.


Исидор Кауфман (Isidor Kaufmann) (1853-1921). «Шахматист»

Культура конца XVIII – начала XIX вв. знала периоды повального увлечения ими и конфликты за шахматной доской порой принимали очень острую форму – свидетельство азарта. «На нас нашло новое сумасшествие: все, что дышит, играет в большую (т. е. на крупные деньги) в шахматы; все сделались вдруг большими мастерами», – писал современник Лермонтова своему другу. Не миновало это «сумасшествие» и самого Лермонтова. Его сослуживец по Тенгинскому пехотному полку К.Х. Мамацев вспоминал, с каким увлечением предавался он этой игре: «Он искал, однако, сильных игроков...
Часто устраивались состязания между ним и молодым артиллерийским поручиком Москалевым. Последний был действительно отличный игрок, но ему только в редких случаях удавалось выиграть партию у Лермонтова».

В те годы в шахматы играли «чуть ли не все, равно красавицы, молодые люди и почтенные седые мужья». Увлекались ими не только при дворе и в городах, но и в провинциях. Выписывали из-за границы художественной работы шахматы из золота, серебра и слоновой кости.

В 1811 г. на серых, непрезентабельных столбцах единственной в те времена петербургской газеты появилось объявление о продаже редкой шахматной доски, сделанной из разноцветных янтарей с 40 янтарными фигурами. В каждом четырехугольнике внизу были «выделаны искуснейшею рукою разные виды, а поверхность оных выполирована». Имя приобретшего ее сотрудники газеты сохранили в тайне.

В «Энциклопедическом словаре» Ф. Павленкова шахматная игра определяется как «сражение между двумя армиями, расположенными на квадратной доске, разделенной на 64 квадрата попеременно 2-х цветов.
Цель игры – сделать мат (по-арабски: “смерть”) королю, т.е. не оставить ему ни одного свободного хода».
В известном и очень популярном в первой половине XIX века пособии для начинающих шахматистов записано о том, что «игра оная для военных занятие полезное, для ученых – приятное препровождение времени, а у всякого молодого человека изощряет размышление и ум, ибо шахматист должен в каждую минуту помнить все и все знать, а в голове своей отчетливо хранить предшествующий опыт всех игроков». Более того, автор пособия, англичанин Франклин, был убежден еще и в том, что игра эта «имеет большое влияние на нравственные качества», потому настоятельно советовал всем молодым людям и девицам «учиться оной».

Судя по роману «Евгений Онегин», названной «энциклопедией русской жизни», девицы сложными правилами этой увлекательной игры владели. Ленский и Ольга

Уединясь от всех далеко,
Они над шахматной доской,
На стол облокотясь, порой
Сидят, задумавшись глубоко,
И Ленский пешкою ладью
Берет в рассеянье свою.

Как о «диковинке» в 1824 г. говорили в гостиных о том, что в шахматы можно играть, живя от противника на расстоянии, обмениваясь ходами письменно. Чуть позже подобный вариант «нашли занимательным» и даже играли семьями. «Для сей игры изобретены были доски особые: на каждой клетке делали скважину, а каждая фигура внизу имела гвоздик. Это необходимо было для того, что они, верно, оставались на своих местах», т. к. игра затягивалась на несколько лет.

В употреблении в те годы была и другая игра, подобная шахматам, но с более упрощенными правилами и другими фигурами. До XVIII века ее называли ТАВЛЕИ (в переводе с французского: тавлея – шашечница), а в XIX веке – все больше шашками. Но ШАШКИ не стали такими популярными, как шахматы.

Автор: научный сотрудник музея-заповедника "Тарханы" Е.Б. Родина.
Источник: "Тарханский вестник" №22, лл. 92-118.

Картины разных эпох:

Ангиссола Софонисба (Sofonisba Anguissola). «Игра в шахматы», 1555 г.


Лукас ван Лейден (Lucas van Leyden). «Партия в шахматы» (фрагмент), 1508 г.


Герард Йозеф Портилье (Gerard Jozef Portielje). «Игра в шахматы», конец XIX — нач. XX вв.


Джованни Гариней (Giovanni Garinei) (1846-?). «Игра в шахматы».


Луи Шарль Моллер (Louis Charles Moeller) (1855-1930). «Мужчины играют в шахматы».


Эжен Бенжамен Фишель (Benjamin Eugene Fichel). «Шахматы», 1887 г.


Франческо Беда (Francesco Beda). «Шахматы», XIX в.


Джироламо Индуно (Gerolamo Induno). «Шахматы», 1881 г.


Джозеф Хамза (Joseph Hamza) (1819-1878). «Шахматисты».


Томас Икинс (Thomas Eakins). «Шахматисты», 1876 г.


Ричард Крейфелдс (Richard Creifelds). «Ветераны», 1886 г.


Шварц В.Г. «Сцена из домашней жизни русских царей (Игра в шахматы)», 1865 г.


Джузеппе Мария Креспи (Giuseppe Maria Crespi). «Игроки в кости», XVIII в.


Иоганн Эрдман Хуммель (Johann Erdmann Hummel). «Игра в шахматы», 1818-1819 гг.


Джордж Гудвин Килберн (George Goodwin Kilburne) (1839 — 1924). «Безнадежный случай».


Фредерик Джадд Вог (Frederick Judd Waugh). "Шахматисты", 1891 г.


Башилов Я. «Игра в шашки», 1865 г.


Щедровский И. «Игра в шашки».


Карл Мария Сейппел(Carl Maria Seyppel). «Шахматисты», 1888 г.


Гуго Бакмансон. «Игра в шахматы. Кафе «Доминик» в Петербурге», 1909 г.


Михаил Врубель. «Обдумывает ход (Игра в шахматы)», 1903-04 гг.


Джулиан Аштон (Julian Ashton). «Шах и мат», 1878 г.


Луи Шарль Mюлер (Louis C. Moeller). «Шахматы», XX в.


Неизвестный художник. «Шахматист»
Tags: игры, история русского быта, история русской культуры, шахматы
Subscribe

promo barucaba март 6, 2016 13:39 2
Buy for 10 tokens
Музыка - это искусство звуков и каждый звук в ней имеет своё обозначение. Нота (лат. nōta — «знак», «метка») в музыке — это графическое обозначение звука музыкального произведения, один из основных символов современной музыкальной нотации. Вариации в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments