barucaba (barucaba) wrote,
barucaba
barucaba

Category:

Тулуз-Лотрек и его модель Иветт Гильбер

Иветт Гильбер (фр. Yvette Guilbert, Ивэт Жильбэр)

 (454x699, 65Kb)

Анри Мари Раймон Де Тулуз-Лотрек (Toulouse-Lautrec) (24 ноября 1864, Альби - 9 сентября 1901, замок де Мальроме, близ Бордо), французский график и живописец. Мастер острых, порой язвительных характеристик, гибкого, энергичного рисунка (плакаты, композиции на темы быта парижской богемы).
Представитель древнейшего аристократического рода, он получил хорошее домашнее образование, с детства прекрасно рисовал. Лотрек мастер гротеска: несколько стремительных, точных штрихов и на листе возникает убийственно меткий, узнаваемый образ.
Специфика искусства Тулуз-Лотрека проявляется в его графических работах. С 1886 года он жил на Монмартре, где и находил сюжеты, отвечающие его художественному складу. Мастер увековечил представителей парижского мира развлечений. У Тулуз-Лотрека есть излюбленные персонажи: певцы, танцовщики, отмеченные яркой индивидуальностью и талантом. Знаменитая Ля Гулю «Танец в «Мулен-Руж» «Ля Гулю, входящая в «Мулен-Руж». Среди этих любимых персонажей особое место занимает певица Иветт Гильбер (1867–1944), звезда Монмартра, с характерным лицом, тонким носом, худыми руками в черных перчатках «Иветт Гильбер поет английскую песенку» (1894, Музей изобразительных искусств, Москва).
1890 – 1896гг. были для Тулуз-Лотрека временем наиболее интенсивным и более плодотворным в творческой деятельности. Именно в этот период он достиг истинного мастерства. Свое лицо и мироощущение он особенно полно выражал в живописи и графических работах.
Одним из самых плодотворных годов этого времени считался — и по обилию и по высокому качеству работ — был 1894 год. Биографы мастера нередко именуют его «годом Иветт Гильбер», так как знакомство с этой интереснейшей представительницей мира «полуактеров» и работа над ее образом стали определяющими для деятельности мастера в этот период. На несколько месяцев певица оказалась главным объектом внимания Лотрека. Она стала одной из самых любимых его моделей, для чего, как будет сказано ниже, были серьезные творческие основания. Она вдохновила его на создание отличных рисунков, живописных композиций и литографий. Лотрек запечатлел ее даже в не свойственном ему материале — керамике. Иветт Гильбер (1867 — 1944) была одной из самых ярких «звезд» сверкавших на артистическом небе Парижа в 1890-е годы. Она пользовалась огромным успехом и завоевала внимание даже самой взыскательной публики.

 (513x698, 111Kb)

Иветт Гильбер совершенно покорила его, и он ходил за ней по пятам. Как всякий раз, когда он увлекался своей моделью, он не уставал наблюдать лицо, позы, поведение этой женщины с «профилем озорного лебедя-шутника», «которая исполняла свадебные песни на похоронные мотивы». Все модели Лотрека, которые он рисовал, писал или изображал на литографиях, были чем-то сродни друг другу, всех их он заставлял войти в свой мир. С Иветт Гильбер это было сделать легко, она была его «типажом». Она привлекала его в первую очередь своей внешностью. Она сознательно превращала себя в некий гротеск; не только не скрывая, но, подчеркивая и обыгрывая те особенности своей внешности, которые по понятиям и вкусам ее времени могли казаться почти безобразием. Она сумела извлечь пользу и определенный эффект из всех своих характерных недостатков — худобы, бледности, плоской груди, маленькой головы на длинной шее, которую она произвольно умела то укоротить, то непомерно вытянуть. Слишком большой рот певица еще увеличивала губной помадой, а костлявые плечи и выступающие ключицы смело обнажала и даже подчеркивала, одеваясь в светлое — белое или бирюзово-зеленое — и очень открытое платье. Черные банты, топорщившиеся на плечах, и черные перчатки, доходившие почти до плеч, завершали это экстравагантное одеяние.
Рассказывая о себе в книге "Песня моей жизни", Иветт писала:"Какой я была? Высокая, длинная особа, очень белокожая. Очень маленькая голова с рыжими волосами... Маленькие глазки... Мой большой нос давал обильную пищу карикатуристам. У меня был весьма забавный нос, круглящийся на кончике... Чего только не делали с моим большим носом и длинной шеей". Глядя на сохранившиеся фотографии певицы 1890-х годов и сравнивая их с этим литературным автопортретом, приходится признать, что сама Гильбер в конце жизни смотрела на себя в какой-то мере глазами Тулуз-Лотрека. Лотрековское видение чувствуется в описании Иветт, составленном Э. де Гонкуром: "Она некрасива! Плоское лицо, нос картошкой, блекло-голубые глаза, сатанинский изгиб бровей, обернутые вокруг головы бесцветные волосы, похожие на паклю, очень низкий бюст. У этой женщины быстрые, порывистые движения".

 (284x401, 62Kb)

Тулуз-Лотрек неизменно воспринимал Иветт Гильбер в движении. Он портретировал актрису в различные моменты творчества, портретировал динамично, создавая одновременно и портреты актрисы, и портреты ролей.
Во многих изображениях Гильбер художник обыгрывает причудливый арабеск длинных черных перчаток, которые певица имела обыкновение надевать на концертах. Руки в перчатках приобретают у Лотрека самостоятельность. Они живут на бумаге собственной жизнью и в то же время всегда вносят определенную лепту в общую характеристику образа - в них есть нечто змееподобное, гибкое, подвижное, присущее и лицу и фигуре, и исполнительской манере певицы. Черные извивающиеся перчатки стали благодаря художнику символом-спутником Гильбер, символом ее творческой индивидуальности.

 (349x523, 16Kb)

Чем бы не работал Лотрек – углем, кистью, литографским карандашом, - он проникал в душу своей модели, вживался в ее образ, изучал ее тело, лицо, ее выпирающие кости, подключичные и подмышечные впадины, ее длинные руки, шею, ее взбегающие брови, рыжий шиньон, остренький подбородок, ее вздернутый, словно он ловит капельки дождя, нос. Глаз художника был жесток. В процессе творчества художник зачастую проявляет насилие, выступает как узурпатор.
В 1894 году Тулуз-Лотрек вместе с художественным критиком журнала “La justice” Гюставом Жеффруа опубликовал альбом литографий, посвященных Иветт Гильбер. Этот альбом был переиздан в Лондоне в 1898 году и сопровождался текстом Артура Билля (Wittrock 1985, № 69). В этот период было создано множество небольших набросков, среди которых и рисунок «Иветт Гильбер».
Именно в этот период была написана литография Тулуз-Лотрека «Певица Иветт Гильбер», которая еще называется «Иветт Гильбер поет английскую песенку «Linger longer, Loo» написана в 1894г. Выполнена: темпера, масло, картон. Размер: 56 х 41см. Которая хранится в коллекции Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина г. Москвы.
Персонаж Тулуз-Лотрека схвачен в определённый, острый и краткий момент: как раз предварительная выработка портретной формулы позволяет ограничиваться лишь минимальным. Таким образом, мгновенность наблюдения, кратковременность состояния модели и сама манера литографии получают полное единство: они не требуют сосредоточенности и длительности восприятия, они мимолётны и рассчитаны на кратковременное восприятие на ходу, но в то же время отличается особенной сложностью и изощрённостью композиции. И в этом нет никакого противоречия. Он работает яркими локальными цветовыми и пятнами. Но ведущим формирующим элементом всегда оказывается линия, определяющая предельную выразительность контуров, причём художник очень тонко использует созвучие этих контуров, линий, силуэтов.

 (300x387, 20Kb)

Тулуз-Лотрек мастерски создаёт броский, хорошо запоминающийся образ, умеет выбрать яркий момент, подчеркнуть позу. Реальная форма в его работе подчиняется диктату эффектной, элегантной арабески, сюжет лаконичен, цвет уже издали бьет ярким пятном.
Лотрек пользуется преимущественно двумя элементами литографии: острой линией и интенсивным пятном. В его произведениях эти элементы всегда гармонично соединяются в интересах выразительности листа. Он заставляет зрителя быть максимально активным в восприятии гравюры, предпочитает фрагмент целому, а гротеск - спокойному повествованию. Деформации Тулуз-Лотрека подчиняются законам действенности листа: он всегда очень далёк от карикатуры, как бы он ни искажал черты или объёмы, как бы ни утрировал внешность. Его портрет – всегда символ, почти знаки модели, а не насмешка над ней. Его деформации вытекают из условий деятельности и характеров его персонажей: монмартрские «звёзды», главные герои его афиш, чтобы не померкнуть в глазах требовательной и пресыщенной публики и как-то выделиться среди своих собратьев вынуждены были прибегать к различным ухищрениям. Отсюда экстравагантность их манеры исполнения, облика, грима, причёсок, туалетов, которые должны были врезаться в память зрителей. Так и на литографии «Певица Иветт Гильбер» он использовал богатый декоративный эффект сопоставления модной ярко-рыжей окраски волос с холодными голубоватыми, серыми, зелёными тонами с чёрным пятном. Таким образом, искусственная «характерность» и «гротескность» его персонажа, отработанная во многом ей самой, совпала с тем, что искал Лотрек, и помогла ему найти особенно выразительные средства индивидуальной характеристики.

 (354x698, 43Kb)

Иветт Гильбер, которая была главным объектом внимания Лотрека, оказала огромное влияние на его творчество. Она была его «типажом». И в первую очередь певица привлекала его своей оригинальной внешностью. Он очень много работал над ее образом. Как результат его творчества был выпущен альбом, в которые вошло шестнадцать литографий с ее изображением.


Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Tags: Тулуз-Лотрек, женщины в искусстве, художники
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo barucaba march 6, 2016 13:39 2
Buy for 10 tokens
Музыка - это искусство звуков и каждый звук в ней имеет своё обозначение. Нота (лат. nōta — «знак», «метка») в музыке — это графическое обозначение звука музыкального произведения, один из основных символов современной музыкальной нотации. Вариации в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments