barucaba (barucaba) wrote,
barucaba
barucaba

Category:

Бетховен. Увертюра "Кориолан"

pub_pic_1565 (400x200, 236Kb)С именем Бетховена  связано рождение нового симфонического жанра - программной увертюры, которая в свою очередь дала жизнь большой разветвленной семье одночастных программных произведений, получивших в дальнейшем наименование поэм, фантазий, картин и т.п. Созданные первоначально как музыкальные вступления к театральным спектаклям, увертюры Бетховена превратились в самостоятельные симфонические произведения, своего рода лаконичные инструментальные драмы.

Увертюра "Кориолан" была написана Бетховеном в 1807 году под впечатлением одноимённой трагедии австрийского драматурга Генриха-Иозефа Коллина (1772-1811). В её основу была положена история жившего в V веке до н.э. римского полководца Гая Марция, прозванного Кориоланом. Она была изложена знаменитым греческим историком Плутархом в  "Сравнительных жизнеописаниях" - книге, которой Бетховен восхищался.

P12_73230 (700x577, 219Kb)

Бетховен был, бесспорно, увлечён трагической фигурой Кориолана, этого изгоя, заставившего трепетать перед собой родной Рим. Изгнанный из города и охваченный жаждой мести, он приводит под римские стены огромное войско. Кориолан непреклонен к мольбам сограждан, но не в силах противостоять просьбам матери и жены. Гордый и непримиримый, Кориолан не находит иного выхода, кроме самоубийства. Эта острая психологическая коллизия стала исходным моментом инструментальной "драмы".

Противоречия, раздирающие душу Кориолана, нашли выражение в первой же теме, сочетающей порывистое движение вперед и пересекающие его резкие, как сабельный удар, аккорды оркестра. Стремление и непреодолимая преграда - таков смысл этого музыкального образа. Начало увертюры вводит слушателя в мир мучительных противоречий, полных драматизма переживаний. Их острота оттенена второй темой, певучей и женственной, содержащей интонацию мольбы, мягкой, но настойчивой просьбы. Строение увертюры отмечено особой слитностью разделов. Вся она пронизана единой линией музыкального развития, колеблющегося между смятением и вспышками гнева, отчаяния. Эмоциональная напряженность музыки достигает высшего предела в репризе. Вновь возникают могучие звучания начала увертюры, но постепенно они утихают. Порывистый лейтмотив героя замедляет свой "бег" и словно обессиленный "умирает". Увертюра заканчивается едва слышным pizzicato струнных...

Увертюра "Кориолан" до минор, соч. 62

Vienna Philharmonic Orchestra
Christian Thielemann, conductor

26 марта - День памяти великого композитора


Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Tags: Бетховен, симфоническая музыка, увертюра
Subscribe
promo barucaba march 6, 2016 13:39 2
Buy for 10 tokens
Музыка - это искусство звуков и каждый звук в ней имеет своё обозначение. Нота (лат. nōta — «знак», «метка») в музыке — это графическое обозначение звука музыкального произведения, один из основных символов современной музыкальной нотации. Вариации в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments