barucaba (barucaba) wrote,
barucaba
barucaba

Category:

Колыбельная в творчестве П.И. Чайковского

Чайковский. Колыбельная, сл. А. Майкова. Исполняет Тамара Милашкина


* * *

Спи, дитя мое, усни!
Сладкий сон к себе мани:
В няньки я тебе взяла
Ветер, солнце и орла.

Улетел орел домой;
Солнце скрылось под водой;
Ветер, после трех ночей,
Мчится к матери своей.

Ветра спрашивает мать:
"Где изволил пропадать?
Али звезды воевал?
Али волны всё гонял?"

"Не гонял я волн морских,
Звезд не трогал золотых;
Я дитя оберегал,
Колыбелочку качал!"

* * *

Пётр Чайковский. Шестнадцать песен для детей на слова Алексея Плещеева, соч. 54. № 10. Колыбельная песнь в бурю

Исполняет Геннадий Пищаев.

* * *


"Ах! уймись ты, буря!
Не шумите, ели!
Мой малютка дремлет
Сладко в колыбели.

Ты, гроза господня,
Не буди ребенка;
Пронеситесь, тучи
Черные, сторонкой!

Бурь еще немало
Впереди, быть может,
И не раз забота
Сон его встревожит".

Спи, дитя, спокойно...
Вот гроза стихает;
Матери молитва
Сон твой охраняет.

Завтра, как проснешься
И откроешь глазки,
Снова встретишь солнце,
И любовь, и ласки!

* * *

Колыбельная Марии из оперы "Мазепа". Исполняет Галина Вишневская
Особый стиль письма отличает творчество великого русского композитора Петра Ильича Чайковского (1840-1893). Его колыбельные не похожи ни на какие другие.

  «Тема творчества Чайковского – жизнь человеческого духа, столкновение добра и зла, борьба со злом, которое не всегда победимо. Трагедийность – переживания человека, его страдания, надежды, стремление к свету и невозможность его достижения определяет главную тему творчества П. И. Чайковского. Чайковский стремился к выражению в музыке вечных философских тем. Сила эмоционального напряжения и воздействия его музыки огромна. Это достигается стремлением к развитию, преобразованием образов. Мелодика, гармония, инструментовка, форма подчинены выражению психологического состояния человека. Простая, близкая русской песне, романсу мелодика делают музыку Чайковского очень доступной. Мироощущения композитора, его взгляды на жизнь и искусство отразились и в таком камерном жанре, как колыбельная». (Радынова О. П., - Баюшки – баю: Слушаем и поем колыбельные песни.)

92a5d1162c04t (700x560, 65Kb)

Обе колыбельные звучат не совсем привычно для колыбельных – немного тревожно и грустно. «Мелодия одной из них (на стихи А. Плещеева) похожа на романс, мелодия другой (на стихи А. Майкова) – на народную песню. Размер три четверти в первой колыбельной позволяет говорить о некоторой вальсовости, чрезвычайно любимой Чайковским. В обеих колыбельных передана сложная гамма чувств – встревоженность и желание успокоить ребенка. Эта встревоженность усиливается изображением в музыке таинственного ночного пейзажа.» (Марьина Е. С., Нагорных Г. В. Гений музыки).

Тихая колыбельная, которой оканчивается опера Чайковского "Мазепа", оттеняет нежную женственность образа Марии.

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Tags: Чайковский, колыбельная
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo barucaba march 6, 2016 13:39 2
Buy for 10 tokens
Музыка - это искусство звуков и каждый звук в ней имеет своё обозначение. Нота (лат. nōta — «знак», «метка») в музыке — это графическое обозначение звука музыкального произведения, один из основных символов современной музыкальной нотации. Вариации в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments