barucaba (barucaba) wrote,
barucaba
barucaba

Categories:

Цветы и камни древнего Рима...

Оригинал взят у cleofide в Цветы и камни древнего Рима... Часть вторая: про весталок.
В нескольких шагах от руин храма Божественного Юлия высятся красивые остатки двух более древних и весьма важных храмов - храма Кастора и Поллукса (Диоскуров), возведенный в 5 веке до н.э. - от него уцелели три коринфских колонны, и круглого храма Весты (он на фото ближе).
В храме Весты хранились святыни Республики (а затем  и Империи), в том числе архаическое изображение Афины Паллады, якобы вывезенное Энеем из погибшей Трои. Про то, что тут горел негасимый огонь, символизировавший благополучие государства и каждого в нём очага, напоминать не надо (до сих пор мы пользуемся словом "вестибюль" - оно от латинского vestibulum, то есть вход в дом, посвященный покровительству Весты).




Храм Весты много раз горел и разрушался, его упорно восстанавливали и обновляли, пока император христианнейший Феодосий в конце 4 века нашей эры не приказал его закрыть...
То, что видят туристы сейчас - это результат частичной реконструкции.






В древности это могло выглядеть примерно так (фото из сети)...

Храм Весты реконструкция комп Vesta_1_


Форма толоса, наверное, могла восходить к исконно италийским постройкам типа хижин с отверстием для дыма в кровле. Их макеты представлены в Палатинском музее. Хотя, конечно, коринфские колонны - это шик, заимствованный у соседей-греков.

IMG_3999 — хижина макет IMG_4002 — макет хиж уменьш

Священный огонь в храме Весты был как бы общим очагом всех граждан и вообще всех обитателей Республики и Империи. Раз в год он обновлялся, символизируя вечное возрождение богини. А так должен был гореть не переставая день и ночь.
За этим должны были следить весталки - шесть девственных жриц, выбиравшихся из дочерей знатных семейств (выбиравшихся по желанию, - так сказать, на конкурсной основе, а не приказным порядком сверху). Младшим избранницам могло быть от шести до десяти лет. Старщим, соответственно, примерно от 36 до 40. Служба имела свой срок: тридцать лет. После этого весталки были свободны распоряжаться собой и даже могли выйти замуж, если было желание (чаще всего не было, и вообще мужчины их побаивались).
У весталок были разнообразные культовые обязанности, из которых главная - поддерживать священный огонь в храме.

Внеурочное угасание огня считалось очень дурным знаком. Римляне были страшно суеверны и придавали огромное значение всяким знамениям. Весталку, виновную в небрежности, сек розгами верховный понтифик. Не насмерть, конечно. И даже не зверски. Так, отечески, для острастки.

На территорию храма и дома весталок был запрещен вход всем мужчинам, кроме великого понтифика. Он там бывал, разумеется, по служебным делам. Весталке, уличенной в связи с мужчиной, угрожала ужасная участь быть погребенной заживо. Казнить весталку было нельзя - она неприкосновенна, так что грешницу сажали в плотно закрытые носилки, оттаскивали за город и замуровывали в подземелье, оставляя ей кусок хлеба, кувшин воды и светильник. Живи, сколько сможешь.

На эти темы существует немало трогательных опер. Чаще всего весталку от медленной смерти спасает воля богов ("Весталка" Спонтини). В "Луции Сулле" юного Моцарта сюжет складывается совершенно неправдоподобным образом: спасаясь от домогательств диктатора, героиня, Юния, сама подаётся в весталки, хотя имеет любимого жениха. А в конце, когда диктатор понимает, что зашел слишком далеко, богиня освобождает девушку от вынужденного обета. Древние римляне сильно бы над этим посмеялись, но миланцам в 1772 году было в самый раз. Кстати, оперу "Огонь Весты" взялся было писать молодой Бетховен на либретто Эмануэля Шиканедера, и написал первую сцену (хорошая получилась музыка!), но потом с Шиканедером не поладил, упрекая того в вульгарности языка - дескать, герои римляне ,а разговаривают как венские торговки яблоками...

Я-то в весталочьи дела вникала не только по оперным надобностям, а еще и по другим - скажем, беллетристическим.




Весталкой была, в частности, единоутробная сестра жены Цицерона - Фабия (у девушек были разные отцы, поэтому и разные имена; жену оратора звали Теренцией). В 73 году до н.э. Фабию обвинили в том, что она вступила в связь не с кем иным, как с Луцием Сергием Катилиной (тем самым, который в 63 году устроил знаменитый заговор в год консульства Цицерона). Не только жизнь несчастной весталки, но и такими трудами заработанная репутация почтенной семьи Цицерона была поставлена под удар. Каким-то тёмным и мутным образом оба обвиняемых были всё-таки оправданы. Думаю, что Марк Туллий должен был приложить к этому немало усилий, в том числе закулисных, но тут уж все средства хороши... Мне кажется, он мог прибегнуть к помощи Цезаря, которого знал с ранней юности и, хотя находился с ним в разных политических лагерях, до его объявления диктатором был в неплохих отношениях.
Конечно, это личная гипотеза, но я много всякого прочитала, прежде чем писать (по ссылке - начало шестой книги моего цикла "Дионис", где после эпического зачина всплывает история с Фабией и Катилиной)...

Ладно, вернёмся к делу.
При входе в комплекс размещена схема, на которой хорошо видно, как было в республиканское время (территория, помеченная охристым цветом), и как стало в имперские времена. Если кратко, то при республике тут был монастырь строгого устава, а при империи - почти санаторий.





Всё, что уцелело от древнего дома весталок.




На полу - остатки мозаики. Никаких изысков, всё строго.





Кадр с моей тенью... И опять - цветы и камни: одуванчик пробился сквозь трещину...




И вот где-то тут меня "накрыло". То ли при виде этого одуванчика, то ли при виде розочек у стены...
Возникло совсем мистическое ощущение того, что в этих цветах, особенно в розочках, доселе живут души обитавших тут дев...





Вид от старого дома весталок на атриум императорской эпохи. Тут уже красота и раздолье (правда, ограниченное). Три водоёма, трава, цветы, ряды статуй безупречных священнослужительниц... В глубине кадра, как думают археологи, другой дом весталок.




Посмотрим на эти фигуры, варварски обезглавленные - кроме двух...



















В Палатинском музее есть еще две весталочьи статуи, и похоже, что на открытом воздухе стоит точная копия одной из них.
Можно сравнить. Девушка жила примерно во 2-3 веке н.э.





Серьёзные были девушки. Статуй удостаивались, очевидно, уже по выслуге лет, когда становилось ясно, что "облико морале" - без малейших пятнышек.

Напомню общеизвестное: весталки были, конечно, сурово ограничены в личной жизни, однако они не являлись полными затворницами, вроде монахинь. Они могли посещать своих родственников, вести переписку, передвигаться по городу - с почётной охраной из ликторов (как должностные лица!) и даже в колесницах, как полководцы. У весталок были  права, которых были лишены прочие римские гражданки: ни отец, ни старший брат уже не имели над ними власти, даже после того, как весталка освобождалась от служения. Им не требовался опекун, чтобы вести денежные дела или управлять своими поместьями (а у некоторых таковые имелись). Весталки иногда "подрабатывали" кем-то вроде поручителей и банкиров - им доверяли хранение расписок и денежных сумм. Слово весталки многое значило в суде. И, наконец, весталка обладала правом миловать осужденных на смерть. Если она встречала в городе приговоренного, которого влекли на казнь, она могла приказать отпустить его, и ее не имели права ослушаться. Во время гладиаторских боев, если не присутствовал император, весталка имела право решить судьбу побежденного - естественно, в его пользу.

Ещё одна статуя из Палатинского музея. Тоже, к счастью, с головой.



Ну, и дом весталок, стало быть...
Решили, что это он, поскольку по обеим сторонам расположено по шесть небольших комнаток типа келий. Возможно, это лишь гипотеза, однако мне она кажется убедительной.
Место уединенное, со всех сторон закрытое, посторонний сюда не проникнет, а любая из обитательниц не сможет никуда уйти незамеченной. Надписи "вход воспрещён" нет, но протянутая цепочка вежливо намекает, что ломиться туда не следует. Между тем, если посмотреть по схеме, за комнатками справа (на кадре) были хозяйственные помещения: кладовка, кухня и мельница.




В углу справа стоит еще одна статуя с головой. Хотя от весталок особой красоты не требовалось (лишь бы не было уродств), эта явно была очень хороша собой, если скульптор ей не польстил.






Вид с той стороны на храм Весты.




Часть водоёма с отражёнными в нём розочками...





Над достаточно скромным жилищем весталок мощно высятся громады с арками - результат римской имперской гигантомании.
Это руины императорского дворцового комплекса на Палатине.
Вот тут эти руины можно посмотреть во всех подробностях, я их так пристально не обследовала.



Уцелевшая весталка смотрит на эти громады и размышляет о вечных и преходящих ценностях...



Нет, нет, у девушек было милее и приятнее...



Ниже - фрагмент вымощенной мелкими камушками дорожки вдоль бассейна. Тут степенно прогуливались старшие весталки и, наверное, по-детски резвились младшие. В свободное от службы время.



"Угу", - говорит жирный голубь. Чья в тебе душа, самодовольная птица?




И - в качестве бонуса - статуя весталки, изваянная в 18 веке. Она из музея во дворце Барберини.

Статуя весталки Тукции (Tuccia). Скульптор Антонио Коррадини (1688 - 1752)
Куда более надменная и в то же время кокетливая, чем древнеримские девы.



Статуя весталки Тукции (Tuccia). Антонио Коррадини (1688- 1752). Коллекция Барберини


Те не выставляли напоказ своих ножек.


Статуя весталки Тукции (Tuccia). Антонио Коррадини (1688- 1752). Коллекция Барберини

Статуя весталки Тукции (Tuccia). Антонио Коррадини (1688- 1752). Коллекция Барберини

А вот и пресловутая розочка, мраморная...

Статуя весталки Тукции (Tuccia). Антонио Коррадини (1688- 1752). Коллекция Барберини

Настоящие весталки не закрывали лица. И не носили просвечивающих одежд.
Но современникам Казановы думалось, вероятно, что так будет загадочней и... эротичней.

Статуя весталки Тукции (Tuccia). Антонио Коррадини (1688- 1752). Коллекция Барберини

Статуя весталки Тукции (Tuccia). Антонио Коррадини (1688- 1752). Коллекция Барберини




Tags: Древний Рим, Италия, античное искусство, архитектура
Subscribe
promo barucaba march 6, 2016 13:39 2
Buy for 10 tokens
Музыка - это искусство звуков и каждый звук в ней имеет своё обозначение. Нота (лат. nōta — «знак», «метка») в музыке — это графическое обозначение звука музыкального произведения, один из основных символов современной музыкальной нотации. Вариации в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments