barucaba (barucaba) wrote,
barucaba
barucaba

Categories:

Шедевры оперной классики XIX в.

XIX в. — важнейший этап развития мировой оперной культуры, период расцвета великих национальных школ, развития многообразных стилевых направлений, рождения новых жанровых разновидностей, обновления и обогащения идейного содержания, структуры музыкально-сценического произведения.

Опера создавшей этот жанр Италии проникнута одухотворенным лиризмом, сила ее воздействия обусловлена пленительной, страстной и вместе с тем пластически ясной мелодикой. Привлекая слушателей всей Европы своим театрально-эффектным, блестящим выражением чувства, она обращалась к значительным темам и образам.


 (558x699, 120Kb)
В стране, освобождение которой от чужеземного владычества и объединение наступило лишь в 1870 г., развитие искусства было в решающей степени связано с воплощением героико-патриотической идеи. В условиях жестокого подавления австрийскими властями любого проявления свободомыслия художники вынуждены были прибегать к маскировке, обращаться к историческим и легендарным сюжетам. Но зрители узнавали в героях Древнего Востока и средневековых рыцарях своих современников. В героической опере громовые рукоплескания публики вызывал призыв к отчизне. К этому великому образу обращались крупнейшие композиторы Италии. Верность долгу, гражданственность, духовное величие и мужество характерны для «Танкреда», «Семирамиды» и в особенности для «Вильгельма Телля» Дж. Россини, для «Нормы» и «Пуритан» В. Беллини,

Винченцо Беллини. "Норма" (1831)

Casta Diva






«Набукко», «Ломбардцев» и «Битвы при Леньяно» Верди.

Джузеппе Верди. "Набукко" (1842)

Va, Pensiero



Мысль о родине определяла основную идею произведения и тогда, когда фабула, казалось, была связана только с драмой несчастной любви.
Одним из основных жанров итальянского музыкального театра оставалась опера-буффа, достигшая высокого расцвета в творчестве Россини и Доницетти. Конечно, и в этой области произошли существенные изменения: сохранив полнокровный юмор, опера обрела большую психологическую правдивость, театральные маски стали живыми людьми, лирика одухотворила их. Усилилась и демократическая тенденция. Если в очаровательном «Севильском цирюльнике» Дж. Паизиелло главным героем, вызывавшим сочувствие зрителей, был одураченный Бартоло, то в «Севильском цирюльнике» Россини все развитие действия определяет умный, дерзкий, находчивый сын народа Фигаро — он борется и побеждает скупого, злого, подозрительного Бартоло.

Джоаккино Россини. "Севильский цирюльник" (1816)

Largo Al Factotum




Гаэтано Доницетти. "Любовный напиток" (1832)

Una Furtiva Lagrima


В творчестве Верди, одного из величайших музыкальных драматургов XIX, и не только XIX в., итальянская опера достигла вершины развития. Крупнейший композитор Италии, он был художником социальным, правдивым в раскрытии судеб народа и отдельной личности. В центре его первых опер стояли конфликты национальные, общественные, религиозные — это были гигантские зеркала истории, в которых зрители могли увидеть отражение судьбы своей отчизны. И позднее, когда композитор обратился к другим темам и воплощал, казалось бы, только личную драму, он сохранил верность социальной проблематике. Его внимание привлекали герои, восстающие против несправедливости, или люди обездоленные, жертвы жестокости. Им — будь то Эрнани или Риголетто, Виолетта или Манрико и многие другие — отданы его симпатии.


Джузеппе Верди. "Риголетто" (1851)

La Donna E Mobile - исп. Luciano Pavarotti



 (500x346, 66Kb)


Французская опера в XIX в. развивалась, как и ранее, в двух основных жанровых направлениях, хотя, разумеется, структура драматических и комических опер уже во многом отличалась от прежней.

Постепенно менялись предъявляемые к опере требования: время нуждалось в произведениях более правдивых, пусть и менее эффектных в постановочном отношении. Ведь и в литературе происходили изменения, все более утверждался реализм. На смену «большой опере» пришла опера лирическая, в которой внимание композитора сосредоточивалось на внутреннем, душевном мире героев, чаще всего — женщины, как носительницы поэтического начала. Так появились «Фауст», «Мирей», «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно.


Шарль Гуно. "Ромео и Джульетта" (1867)

Je Veux Vivre Dans Ce Reve


Реализм вторгся в область оперы, одержав решающую творческую победу в «Кармен» Ж. Бизе по новелле П. Мериме. «Кармен» — подлинная музыкальная психологическая драма, её герои – простые люди с сильными и противоречивыми характерами.


Жорж Бизе. "Кармен" (1875)

Les Tringles Des Sistres Tintalent


В известной мере она послужила образцом для веристских опер итальянских композиторов рубежа XIX и XX вв. — А. Каталани, У. Джордано и крупнейшего из них, Дж. Пуччини. Веризм (итал. il verismo, от слова vero — истинный, правдивый) — реалистическое направление в итальянской литературе, музыке и изобразительном искусстве конца XIX века.

Альфредо Каталани. "Валли" (1892)

Ebben?... Ne Andro Lontana



Умберто Джордано. "Федора" (1898)

Amor Ti Vieta


Джакомо Пуччини. "Тоска" (1900)

E Lucevan le Stelle


Джакомо Пуччини. "Джанни Скикки" (1918)

O Mio Babbino Caro


В XX в. опера вступила в новую фазу развития и в то же время пережила кризис, давший повод утверждать, что она утратила связь с действительностью и обречена на вымирание. Отрицать наличие кризиса было бы неверно, но он был обусловлен не тем, что оперный жанр будто бы утратил жизненную силу,— ведь классическая опера находила и находит живой отзвук у миллионов зрителей в наши дни. Кризис оперы в XX в. был обусловлен идейным кризисом общества, утратой контакта между композиторами и их аудиторией.

И все же слушатель встречал восторженно произведения, обращенные к его уму и сердцу. А если даже та или иная новая опера сперва не получала справедливую оценку, то ведь и ранее многие шедевры, даже произведения Моцарта, Бетховена, Верди, Бизе, не сразу находили понимание у зрителей и критики.

Не может устареть жанр, в котором отражены проблемы, волнующие человечество; жанр, в котором сливаются музыка, поэтическое слово, сценическое действие; жанр, обращенный к разуму и душе человека.

Автор текста А. Гозенпуд

Живопись - Mary Cassatt (1844 - 1926)


Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Tags: опера
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo barucaba march 6, 2016 13:39 2
Buy for 10 tokens
Музыка - это искусство звуков и каждый звук в ней имеет своё обозначение. Нота (лат. nōta — «знак», «метка») в музыке — это графическое обозначение звука музыкального произведения, один из основных символов современной музыкальной нотации. Вариации в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments